Шоумен Николай Фоменко, а ныне крупный деятель отечественного автопрома и автоспорта, технический директор команды «Marussia F-1» и президент компании «Marussia Motors», выкроил время приехать в Петербург и ради старого друга выйти на сцену с гитарой. Но за кулисами разговор все же пошел о том, что сегодня самое важное в жизни Никола,я – об автомобилях.
– Николай, помнится, два года назад в интервью вы говорили мне, что намерены построить в Калининграде целый завод по производству автомобилей Marussia и, по вашим прикидкам, к концу 2012 году выйдете на количество в 3 тысячи спорткаров. Реальная российская действительность сильно изменила ваши планы?
– Если говорить о производстве автомобилей Marussia, то мы несколько скорректировали свои планы. Массовое производство машин начинается в Финляндии, на заводе одной из крупнейших финских компаний. Для нас большая честь, что они согласились выпускать наш автомобиль. Это будет первый российский автомобиль, производимый за рубежом, потому что он действительно от начала до конца сделан в России. Но дело в том, что европейские стандарты качества требуют серьезного подхода в гораздо больших объемах. Если говорить о строительстве «Фольксвагена» в Калуге или о заводе «Форд», то мы пока не готовы на территории Российской Федерации поднимать такие проекты. Все то же самое мы решили сделать на территории западного государства, в Финляндии.
– А сроки выхода Marussia не изменились?
– Мы выходим осенью 2012-го. Все сохраняется. С конца года начинается массовое производство на заводе в Финляндии, а здесь, в России, останется наше производство, которое держится на уровне выпуска до 150 машин – пока больше мы не тянем физически.
– О каких объемах идет речь?
– До конца этого года нам «грозит» порядка 100 автомобилей, потому что мы начнем производиться в октябре, а в следующем году – уже около 1000 машин. План такой.
Начинаем с B2.
– А что же будет с B1 и внедорожником?
– B1 Convertible будет к лету следующего года. С внедорожником длинная история. Он готов, но опять же, длинная система производства – это очень сложный процесс, и даже гораздо более сложный, чем можно себе представить. Дело в том, что сборочное производство и всю логистику в нашей стране освоить пока не просто. Внедорожники почти готовы, один в 70-процентной готовности, а Ф2, о котором мы думали как о масс-продакшене, вообще готов почти полностью. Мы надеемся на успех переговоров с компанией Sollers, что поможет нам в сборочной динамике.
– Раньше о российском чуде по имени Marussia было слышно даже из «утюга», а в последнее время сообщения довольно редки…
– Последние новости пришли с Женевского автосалона, и они приятные.
– Какова примерная стоимость Marussia?
– В нижней базовой комплектации она должная стоить порядка 110 тысяч евро.
– Кто же будет ее покупателями?
– Мне трудно сказать, кто это будет, я уже выпустил это из зоны своего контроля. Этим теперь занимается департамент маркетинга. Но в общем и целом мы планируем, что конкурентная борьба развернется в зоне Porsche 911, а также Ferrari 360 и 430. «Феррари» – это наши основные конкуренты.
– Еще не так давно ваша Marussia красовалась в центре Москвы, в автосалоне на Тверской. А теперь куда уехала?
– Мы переезжаем, увеличиваем наше пространство. Прежний автосалон носил характер шоу-рума, мы год отстояли в нем и теперь переезжаем в помещение «Артплэй», где уже будет настоящий, большой, со всеми нашими моделями, автосалон, где можно будет развернуться. Весной планируем открыться.
– А сами вы по Москве ездите на Marussia?
– Конечно, а как же!
– Жена ваша будет ездить на Marussia?
– С удовольствием, я думаю. Летом уже ездила.
– А сотрудники вашей фирмы?
– У нас и в прошлом году 50 автомобилей ездили по городу – наши сотрудники, товарищи. Это очень важный момент городской обкатки автомобиля – он все время находится в работе. Может быть, когда мы выпустим джип, выйдем на масс-продакшен, тогда весь руководящий стафф будет обязан ездить на них. Но на спорткарах верхнее руководство точно должно будет ездить.
– Минувшей зимой вы тоже ездили на Marussia?
– В 27 градусов мороза? Я не готов, честно. И приехать из Москвы в Питер на Marussia тоже не готов, хотя очень хочу.
– Что такое для вас «Формула-1»? Это ваша нереализованная мечта как автогонщика? (Фоменко поздно начал заниматься автогонками и, хотя достиг мировых высот, по возрасту явно не смог реализовать весь свой потенциал. – Прим. авт.)
– Нет никакой нереализованной мечты, это абсолютно прагматичная работа. Мы начинаем со спорткара, и если вы хотите любой автомобиль вывести в самый верхний эшелон, чтобы к нему было приковано внимание и машина хорошо продавалась, вряд ли можно представить лучший проект, чем «Формула 1» как рекламный объект.
– Как у вашей команды реально складываются дела в «Формуле-1»?
– Это тонкая работа. Теперь мы называемся «Marussia Ф1», уже без Virgin, но мы остаемся в отличных отношениях. Соответственно, в этом году мы несколько опаздываем со стройкой, но к последним тестам выкатим наш новый автомобиль. Рассчитываем, что поедем быстрее, чем в прошлом сезоне. Это очень непростой, сложный и трудоемкий процесс. Строительство автомобиля «Формулы-1» даже сложнее, чем построить спорткар Marussia…
– Я думал, что вы скажете – сложнее, чем космический корабль!
– Космический корабль – это само собой. Делать его – достаточно простая технология. А вот автомобиль «Формулы-1» – сегодня это потолок научной мысли.
– Николай, сложно ли вам, артисту и музыканту, быть президентом автомобильной компании?
– Поскольку это мое детище, полностью мой проект, то мне только в радость. Естественно, я все делал не один, собрал хорошую команду профессионалов. Сегодня все принимает масштабные размеры, развивается достаточно серьезно и быстро.
– Да уж, ворвавшись в «Формулу-1», вы утерли нос многим своим недоброжелателям.
– Я не думаю об утирании носа, а просто занимаюсь своим делом. Знаете, этот фон сопровождает всю мою сознательную жизнь, да и любого человека, который что-то делает, сопровождают недвумысленные намеки и замечания… Поэтому я просто работаю. До поры до времени мне вообще все говорили, что я городской сумасшедший. Все же думают: «Мужик и актер, и музыкант, и в гонках участвовал, а тут еще и машину начал делать». Мол, не сидится ему на месте, с жиру бесится. У нас могут что угодно говорить! Тем не менее я на лаврах не почиваю. Просто делаю свое дело, которое мне необходимо, мне нравится. Я не хочу, чтобы наше государство выглядело на Западе так, как оно выглядело до недавних времен. Мои действия в этом смысле (простите за тавтологию) абсолютно осмысленны и оправданны.
– Скажите, Николай, как нам относиться к успехам и неудачам Виталия Петрова в «Формуле-1»? Одни поднимают его имя на щит, другие прикалываются…
– Реальность такова: Виталий Петров – единственный русский гонщик в «Формуле-1». И когда в какой-то момент он не имел контракта, то это была не только его личная проблема, но и всей нашей страны. Это означало то, что наша страна, как обычно, не озаботилась тем, чтобы в таком спортивном эшелоне, как «Формула-1», находился русский спортсмен.
– А что тут может сделать страна?
– Каждого пилота в «Формуле 1» поддерживают репутацией и деньгами компании его страны, и это является основополагающим. Во всех странах это напрямую не связано с государством, тем не менее за многими молодыми гонщиками стоят и государственные компании, и частные. Главное, чтобы не получилось так, что мы «выстрелили», представив Виталия в «Формуле-1», и на этом все закончилось. Ему нужно ехать и ехать, быстро и много, нужно находиться за рулем машины «Формулы-1».
– Скажите, прохоровский «Ё-мобиль» вам не конкурент?
– Мы в разных сегментах. Я ничего не знаю про «Ё-мобиль», как они работают, что делают. Дай им бог удачи. Они в очень непростом сегменте массового рынка, там сложная конкуренция и много всего.
– Несколько лет назад вы написали книгу «Пламенный мотор» на автомобильную тему. За переиздание или новую книжку еще не брались?
– Здоровья нет писать сейчас книги. Может быть, позже, лет через десять, когда уже уйду на покой, тогда разрожусь чем-нибудь.
– А к популярной передаче «Top Gear», русский вариант которой вы когда-то вели, не думали возвратиться?
– Я все время живу в самолете. У меня нет возможности заниматься еще какими-то проектами помимо основной деятельности. Хотя над «Top Gear» в свое время мне было очень приятно работать, мы ведь сделали программу, которая стала лучшей из всех пяти версий – в Австралии, Испании, Америке, Германии и России. Нас признали лучшими сами продюсеры BBC. И даже Джереми Кларксон (легендарный ведущий оригинальной версии. - Прим. авт.) сказал мне: «Если бы ты так же понимал английский менталитет и мог бы так же шутить по-английски, цены бы тебе не было». Я-то нормально разговариваю, но глубины знания английского нет. Мистер Кларксон еще добавил: «Я бы хотел с тобой поработать, сынок!» Не скрою, было лестно слышать такие слова.
– Так вы подружились с Джереми Кларксоном?
– Ну, нет, не могу так сказать. Дружба это что-то другое…
– И никакой другой ТВ-передачи пока не хотите делать?
– На ТВ работает мой заместитель – Иван Ургант (улыбнувшись, кивает на Ивана, который как раз проходит мимо нас по коридору БКЗ. – Прим. авт.). А у меня для ТВ уже нет ни сил, ни здоровья.
Справка:
Николай Владимирович Фоменко родился 30 апреля 1962 года в Ленинграде. С 1982 по 1996 год был солистом группы «Секрет». Заслуженный артист России. Актер театра, кино, различных телесериалов. Занявшись автоспортом уже после 30 лет, стал одним из самых успешных автогонщиков в России, мастером спорта международного класса. Был ведущим популярного автомобильного шоу «Top Gear. Русская версия» вместе с Михаилом Петровским и Оскаром Кучерой. Создатель первого русского спорткара со звучным именем «Marussia».
Николай Фоменко: Проще построить космический корабль, чем болид «Формулы-1»
26 апреля 2012, 17:12
542
Поделиться
Поделиться