Деятельность по созданию особо охраняемых природных территорий – фиктивна. Этот вывод прозвучал на заседании комиссии по городскому хозяйству ЗакСа, когда выяснилось, что из всех ООПТ, включенных в Генплан, до сих пор не оформлена ни одна. Возникли у депутатов и вопросы, связанные с финансированием работы по созданию заказников и заповедников.
Очередное заседание комиссии по городскому хозяйству было посвящено обсуждению проекта закона о создании особо охраняемых природных территорий. Парламентарии подготовили документ, по которому их количество должно увеличиться примерно в два раза, и попытались обсудить его с представителями профильных комитетов Смольного. На беду приглашенных к диалогу чиновников, депутаты нового созыва оказались въедливыми и пока еще не растратили своего пыла.
Суть законопроекта проста – увеличить долю особо охраняемых природных территорий в общей площади города с сегодняшних 4,1% хотя бы до 8%. «Это необходимый минимум, - пояснил депутат ЗакСа Борис Вишневский. – Иначе просто не получится нейтрализовать негативные последствия жизни большого города. Даже этой доли недостаточно, - добавил он, сославшись на Москву, в которой такие территории занимают 17% площади. – Но хотя бы столько».
Поэтому депутаты предложили зарезервировать под будущие заказники 28 тысяч га на территории Петербурга – с тем, чтобы там в будущем нельзя было проводить никакой хозяйственной деятельности. Все эти участки надо обследовать, нанести на карты, описать и включить в Генплан – за государственный счет.
«Когда мы внесли законопроект, который подразумевает работы, финансируемые из бюджета, возник вполне логичный вопрос – во что эти планы обойдутся городу, - пояснил «Фонтанке» эксперт комиссии Александр Карпов, принимавший непосредственное участие в разработке законопроекта. – Поэтому мы поинтересовались у представителей комитета по природопользованию, сколько будет стоить обследование одного гектара территории при подготовке ООПТ».
В ответ зампредседателя комитета по природопользованию Николай Борисов сообщил, что затраты составляют от 50 до 70 тысяч рублей на гектар. Народные избранники перемножили числа, и, получив на выходе весомый результат, призадумались – не преуменьшить ли замыслы. Однако внезапно слова попросил присутствовавший на заседании представитель СПбГУ, специалист по ООПТ, географ Андрей Резников, который и выполнял по тендеру обследования всех уже существующих и намеченных к созданию заказников.
«Простите, - поинтересовался он. – Но я как исполнитель получал за свою работу оплату, исходя из затрат 2 - 3 тысячи рублей за гектар, про 50 - 70 тысяч слышу впервые. И мне просто интересно, а на что, собственно, были потрачены остальные деньги?»
Из объяснений Борисова выяснилось, что 50 - 70 тысяч – это расходы на весь комплекс работ. В него входят содержание дирекции ООПТ (по штату 12 человек), согласовательные работы и «подача документов на экспертизу». Причем, как выяснилось, срок согласования документации составляет около 3 лет. На вопрос, почему же в таком случае проект уже обследованного ООПТ «Западный Котлин» проходит все экспертизы больше 5 лет, чиновники ответить не смогли.
«Проект этой территории полностью подготовлен, но его почему-то тянут, - отметил зампредседателя комиссии по горхозяйству депутат ЗакСа Борис Вишневский. – А сейчас принято решение о переносе в Кронштадт «Адмиралтейских верфей», и границы заказника придется корректировать – с учетом интересов крупного предприятия».
Неясным остался вопрос и с некоторыми другими территориями, обозначенными в Генплане как будущие ООПТ. Так, из запланированных в 2005 году 23,622 га охраняемых природных территорий 14,600 приходятся на курортно-лечебную зону Курортного района. И как пояснила присутствовавшая на заседании директор ГУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий» Татьяна Ковалева, превратить их в заказник нельзя.
«По плану, утвержденному в 70-х годах, здесь должна располагаться курортная зона федерального значения, поэтому перекрывать ее ООПТ федерального значения нельзя», - пояснила она. Вопрос, почему эту тонкость не учли при разработке Генплана, остался без ответа. Кроме того, город вынужденно отказался и от ООПТ «Питерская корюшка» (планировалось расположить на акватории Финского залива) - после вступления в силу Водного кодекса эта территория Петербургу больше не принадлежит. Уменьшился в размерах и «Северный берег Финского залива» - тоже за счет отрезанной акватории.
На сегодня остаются не утвержденными (помимо уже упоминавшегося «Западного Котлина») территории ООПТ «Левашовская пустошь», «Южный берег Финского залива (Плавни Кронколонии), Елагин остров, а также Отдельный и Баболовский парки в Пушкине. Ковалева сообщила, что все они полностью обследованы, и поэтому в бюджет 2012 года расходы на изучение будущих ООПТ не включены.
Заинтересовавшийся Резников задал вопрос, когда и кто проводил обследование Отдельного и Баболовского парков. После чего выяснилось, что эти зеленые зоны названы по ошибке и их изучение еще предстоит. Депутаты тут же вспомнили о проекте гольф-клуба в Баболовском парке и задали вполне резонный вопрос: каким образом комитет по природопользованию может влиять на градостроительное развитие территории, если они ее не изучали? Разъяснений, как отметили участники заседания, не последовало.
Неожиданные проблемы возникли и с «Южным берегом Финского залива» - в его границах планируется строительство стадиона технических видов спорта. Разрешение на проведение изыскательских работ было предоставлено инвестору, ООО «Спортклуб», еще 31.10.2010. С точки зрения Смольного решение было принято на законном основании - земельный участок расположен в территориальной зоне, предназначенной для размещения объектов отдыха, спорта, досуга, с включением объектов инженерной инфраструктуры, тем более что по федеральному законодательству охраняемые природные территории могут создаваться и без изъятия земли у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
Судьба проекта пока неизвестна. «Спортклуб» должен был подготовить проект планировки и межевания территории до 31 января 2012 года и передать его в комитет по градостроительству и архитектуре. Одновременно он был обязан заявить о проведении общественных слушаний по своему проекту. Однако, как сообщают в администрации Петродворцового района, никаких публичных обсуждений, посвященных этой территории, не проводилось. Однако пока границы заказника неизвестны, утверждать его нельзя.
Правда, возможно, что проект стадиона все-таки не будет утвержден. По некоторым данным, его строительство было запланировано в рамках проекта по созданию трассы «Формулы-1» в Петербурге. Этот проект поддерживала Валентина Матвиенко.
Зато почти полностью готовы документы по ООПТ «Елагин остров». Правда, это сообщение вызвало удивление не только у депутатов, но и у экологов. «Елагин остров защищен всеми возможными невозможными способами, - недоумевает Борис Вишневский. – Это – объект культурного наследия федерального значения, зачем его превращать в заказник? А вот Удельный парк, который абсолютно беззащитен, или Осиновую рощу комитет по природопользованию почему-то никак не хочет обследовать». Его поддержал Александр Карпов, эколог по образованию. «В комитете почему-то старательно возятся с ООПТ «какие-нибудь валуны», площадь которых сопоставима с площадью внутриквартального сквера, но упорно не хотят замечать большие территории», - заметил он.
Проблемами ООПТ заинтересовался даже обычно мало интересующийся экологической темой депутат Игорь Высоцкий. Он напомнил чиновникам о том, что один из показателей эффективности деятельности губернаторов – доля ООПТ по отношению к площади города. И поинтересовался, на каком месте по этому показателю находится Петербург. Однако выяснилось, что такой информацией комитет по природопользованию не располагает. «Мы выяснили, что работа по созданию новых территорий ведется очень плохо, - признал после заседания Борис Вишневский. – Фактически получается, что приложение к Генплану, в котором обозначены будущие заказники, – фикция».
Впрочем, к окончательным выводам комиссия пока не пришла – их обещают обсудить на следующем заседании.
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"