Все российские турфирмы, работающие с выезжающими туристами, должны будут «скинуться» в общий компенсационный фонд. Оттуда и будут браться средства для того, чтобы помочь туристам, оказавшимся в беде за рубежом. Это одно из главных изменений, которые были внесены в закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Изменения опубликованы сегодня, 5 мая, соответствующий закон подписал в четверг, 3 мая, Дмитрий Медведев.
Для того, чтобы отдать деньги в компенсационный фонд, турфирма должна вступить в некоммерческое партнерство (в ближайшее время должно быть создано). Участие в этом партнерстве и, как следствие, взносы будут обязательными.
Все вроде бы хорошо, но будет ли закон работающим инструментом или просто станет финансовым бременем на туркомпании?
Обсуждение этого законопроекта велось при активном участии профессиональных сообществ, в том числе и Российского союза туриндустрии (РСТ). "При этом законодатели во многом учли мнения и предложения рынка. Так, в финальной версии нормативного акта прописано, что вносить средства в компенсационный фонд должны только турфирмы, занимающиеся выездным туризмом", - говорит Сергей Корнеев, директор Северо-Западного регионального отделения РСТ. Сам союз предлагал создать что-то подобное еще в 2003 году.
«Компенсационный фонд — это, если провести «автомобильную» аналогию, своеобразное «туристическое каско». Предыдущие изменения в профильное законодательство обязали турфирмы иметь финансовое обеспечение - своеобразное "туристическое ОСАГО". Средства из компенсационного фонда будут привлекаться в том случае, если, к примеру, потребуется обеспечить возвращение туристов на родину. Объем взноса — 100 тыс. рублей для только появившейся на рынке фирмы. Уже существующие операторы будут вносить в фонд 0,1% от годового оборота», - рассказал он.
Таким образом, турфирмы понесут дополнительные затраты. Повысятся ли из-за этого цены на путевки? По мнению С. Корнеева, это не исключено, но сильного роста цен не будет, этому воспрепятствует конкуренция на рынке, которая очень высока (к примеру, сейчас только в Петербурге работают около 700 операторов). «И все-таки, на мой взгляд, лучше стабильные, пусть и более высокие цены, чем присутствие на рынке большого количества компаний, которые продают горячие путевки. Зачастую их работа ненадежна», - говорит эксперт.
Рост цен на турпутевки гораздо больше зависит от цен на нефть: дорожает нефть — дорожает авиатопливо — дорожают авиаперевозки, а авиаперелет составляет до 40 - 50% стоимости путевки.
Возникает и другой вопрос. Система, которую предложили турфирмам, очень похожа на ту, которая действует в саморегулируемых организациях (СРО): группа компаний, работающих в одной отрасли, образует некоммерческое объединение, все компании — участники СРО вносят средства в компенсационный фонд. Из него и выплачиваются компенсации недовольным клиентам, если такие появляются. Такая своеобразная круговая порука. При этом участники СРО решают, принять ли нового претендента в СРО или нет.
Эта система сейчас действует на строительном рынке. На туристическом рынке будет одно важное отличие: по закону о СРО на рынке может существовать много саморегулируемых организаций. На туристическом рынке будет только одно некоммерческое объединение. Возникает вопрос: могут ли турфирмы, которые состоят в некоммерческом объединении, оказывать влияние на решение о том, принимать ли в него новых членов? Ведь фактически они отвечают за них своими деньгами. Если, к примеру, в Петербурге видят, что в некоммерческое партнерство вступает сомнительная фирма из какого-нибудь соседнего региона, можно ли предотвратить ее вступление в некоммерческое партнерство? «Сейчас нет, не можем, - комментирует С. Корнеев. - Напомню, закон носит рамочный характер. Работа некоммерческого партнерства будет прописываться в подзаконных актах. Надеемся, что предложения представителей туриндустрии также будут учитываться при дальнейшей проработке подзаконных актов».
СЗРО РСТ предлагало ввести саморегулирование на туристическом рынке. Это было бы выгоднее, в частности, турфирмам Санкт-Петербурга и Северо-Запада, так как здесь рынок очень стабильный, друг друга все хорошо знают и могут ручаться за коллег. СРО турфирм Петербурга и Северо-Запада позволила бы защищать интересы клиентов.
Почему турфирма из Петербурга должна платить деньги в фонд, из которого будет оплачиваться компенсация недобросовестной работы турфирмы из города Энска в тысячах километров от Петербурга, — не совсем понятно.
Впрочем, по мнению эксперта, в единой всероссийской организации есть и некоторое рациональное зерно: не будет СРО или "псевдо-СРО", образованных несколькими небольшими фирмами с маленьким компенсационным фондом, не способным обеспечить безопасность туристов.
«В целом я уверен, должно быть введено разделение ответственности между государством и бизнесом. Например, в том случае, когда возникает угроза жизни российских туристов — цунами, революции, стихийные бедствия, — в эвакуации в большей степени должно участвовать государство и его структуры (МЧС, МИД, государственные авиакомпании с последующим получением компенсаций), естественно, при поддержке туроператоров. А вот в тех случаях, когда проблемы носят экономический характер, в действие должен вступать этот фонд. Мы обсуждали такой подход с представителями федеральных туристских властей и договорились, что вопрос и дальше будет прорабатываться.
Более того, в ситуации с туристами "Ланта-тур вояж" даже Всемирная туристская организация признала, что отели принимающей стороны не имели права их удерживать и поражать в правах. Такие споры, по международным правовым и юридическим нормам, должны решаться между юридическими лицами и не касаться добросовестных туристов, которые свои деньги уже заплатили.
Таким образом, этот фонд будет отчасти решать проблемы и зарубежных стран. Однако мы поддерживаем ответные меры и политического характера — например, размещение на сайте Федерального агентства по туризму черных списков принимающих турфирм и отелей, которые удерживали туристов "Ланта-тура". В случае повторения подобных ситуаций РСТ также прибегнет к подобной практике», - говорит С. Корнеев.
Препятствовать же росту числа мошенничеств на туристическом рынке, по мнению эксперта, - это все-таки работа правоохранительных органов, которые должны привлекать мошенничающие компании к уголовной ответственности. Ведь когда так называемая "турфирма" обещает клиентам скидки, а потом не переводит деньги на счета авиакомпаний, туроператоров и т.п., это очень часто выглядит как явное мошенничество.
Что же касается непосредственно МИДа, то его функции прописаны в законодательстве (постановление правительства РФ от 31 мая 2010 г. № 370 "Об утверждении Положения о предоставлении помощи в возвращении в Российскую Федерацию гражданам Российской Федерации, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию" (подробнее на "Фонтанке.fi").
Представители МИДа, по мнению специалистов туриндустрии, эти функции выполняют — в какой-то стране лучше, в какой-то хуже.
Но все-таки, видимо, МИД очень занят выполнением каких-то других функций, и проблемы граждан за рубежом приходится решать другими способами: программы по развитию туризма в России предусматривают, что в странах, наиболее популярных среди российских туристов, будут работать специальные представительства Федерального агентства по туризму - по аналогии с торгпредствами. Они должны будут защищать интересы российских туристов, турфирм, если у тех возникнут какие-либо проблемы. Такие представительства появятся прежде всего в странах, наиболее популярных среди российских туристов: в Египте, Турции, Греции и т.д.
Напомним, в начале 2012 года прекратила работу компания "Ланта-тур вояж". Это произошло после отказа Мастер-банка предоставить ей кредит в 30 млн рублей. В тот момент за границей находились более 3 тысяч клиентов компании, многие из которых столкнулись с проблемами.