Финны признают: Усть-Луга забирает у портов Суоми транзит автомобилей. На очереди, по всей вероятности, может оказаться еще один доходный груз — контейнеры.
Автомобили
Финская таможенная служба опубликовала материалы по международным грузоперевозкам. В комментарии таможенников говорится о том, что Суоми стала терять транзит легковых автомобилей после того, как в Усть-Луге заработал специализированный терминал. С января по март через Финляндию в Россию было перемещено на 12% меньше товаров, чем за аналогичный период 2011 года. Подробнее на "Фонтанке.fi".
«Конечно, Усть-Луга — это серьезный соперник для финских портов. И это уже можно видеть по данным статистики перевозки легковых автомобилей», — рассказал "Фонтанке.fi" руководитель Ассоциации портов Финляндии Марку Мюллю (Markku Mylly).
В Усть-Луге в 2011 году перевалено 133, 8 тыс. единиц автомобилей, с января по март 2012 — около 45 тыс. Для сравнения, общее число автомобилей, перевезенных в Россию через финские порты, по словам господина Мюллю, составило 233 тыс. легковых авто.
При этом «русский» транзит может уменьшиться не только за счет автомобилей, но и за счет контейнерных грузов.
Контейнеры
Господин Мюллю отмечает: «Уже немного видно по статистике, что падает транзит контейнеров». По его словам, транзитный контейнерооборот в портах Суоми в 2011 году составил 182 тыс. TEU (в 2010 — 195,4 тыс. TEU, в «пиковом» 2008 году - 377,2 тыс. TEU).
Справка
TEU (или ДФЭ) – единица измерения, принятая в контейнерных перевозках. Соответствует объему одного двадцатифутового контейнера (таким образом, 40-футовый контейнер — это 2 TEU и т.д.).
182 тыс. TEU – это относительно немного. Для сравнения, один только терминал НКК в петербургском порту обработал в 2011 году более миллиона TEU.
Справка
Традиционный маршрут контейнерных грузов в Россию через Финляндию выглядит следующим образом: грузится в портах КНР и стран ЮВА и следует до перевалочного порта в Европе (крупнейшие — Роттердам, Амстердам, Антверпен, Гамбург) и далее фидерными судами довозится в порт назначения (в нашем случае — в финский), откуда трейлером через финскую границу — в Россию. Весь маршрут — около 40 дней. Вопрос переориентации грузов с данного маршрута на маршрут Китай - Транссиб - пункт назначения, как правило, упирается в ряд сложностей, в частности это сложности с погранпереходами Забайкальск и Наушки на российско-китайской границе.
Ситуация для финского контейнерного транзита теоретически может измениться в 2012 году, после того, как в конце предыдущего года после многочисленных отсрочек запустился контейнерный терминал Национальной контейнерной компании (НКК) в той же Усть-Луге (заявленная ежегодная пропускная способность — 440 тыс. TEU).
Бъет по своим
Казалось бы, можно только радоваться за российский транспортно-логистический рынок. Но есть одно "но": по данным Финско-российской торговой палаты на 2011 год, значительная часть предприятий, созданных в Финляндии российскими бизнесменами, — это логистические компании, обслуживающие российский транзит.
Дополнительно: Ассоциация портов Финляндии