Одним из первых инвестпроектов, запущенных при губернаторе Георгии Полтавченко, может стать программа развития креативного кластера: глава города поддержал идею КИСПа по выделению бывших промышленных зданий в центре под мастерские художников и дизайнеров. В списке возможных объектов – здание «Крестов» и комплекс на Ново-Адмиралтейском острове.
Модное латинизированное словосочетание «креативный кластер» звучит в Петербурге не в первый раз: о необходимости создания специальной государственной программы для поддержки художественного бизнеса – дизайнерских и архитектурных бюро, звукозаписывающих компаний и т.д. – говорили уже давно. Однако впервые эта идея вышла на правительственный уровень.
Как рассказали в комитете по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП), весной этого года ведомство обратилось к губернатору Георгию Полтавченко с вопросом о целесообразности развития креативного кластера и разработки соответствующей концепции. В отличие от других проектов того же КИСПа, эта идея понравилась главе города. За несколько месяцев специалисты комитета подготовили проект стратегии, и в ближайшее время он должен быть рассмотрен на заседании правительства.
Суть идеи не отличается от того, что уже реализуется в Европе и только начинает появляться в нашем городе: инвестор проводит реконструкцию старого промышленного здания, которое уже не используется по назначению, и привлекает туда компании, связанные с искусством, дизайном и другими художественными практиками, – именно такие объекты принято называть «лофтами». Среди подобных площадок, работающих в Петербурге, достаточно вспомнить лофт-проект «Этажи» на Лиговском проспекте, комплекс «Ткачи» на Обводном канале и другие.
Однако, как говорит заместитель председателя КИСПа Ирина Бабюк, объекты креативного кластера будут существенно отличаться от того, что уже существует в городе. Во-первых, они будут создаваться при активной поддержке Смольного: предполагается, что государство будет оказывать административную и финансовую помощь при подготовке территории и её реконструкции, а затем, после появления там первых компаний, будет предоставлять им субсидии – начиная от скидки по арендной плате и заканчивая точечной денежной поддержкой.
Кроме того, Смольный возьмет на себя функции по продвижению кластера на внешнем рынке – в других российских городах и за рубежом, а в самом городе, возможно, будет организовываться «Неделя креативных индустрий». Более того, в планах комитета есть создание государственного агентства, которое будет заниматься привлечением инвестиций в сектор.
Второе отличие от уже существующих лофтов – это конкретное наполнение площадок. Как говорят в комитете, помимо собственно галерей и офисов на каждом объекте будут магазины, в которых будет продаваться продукция компаний, входящих в кластер, а также гостиницы и рестораны. Хотя абсолютной новинкой это не станет – в том же лофт-проекте «Этажи» есть и ресторан, и хостел; в «Толстой-сквере» рядом с «Петроградской», который позиционируется как художественный бизнес-центр, большинство магазинов торгуют как раз специфической дизайн-продукцией. Однако в комитете настаивают, что проекты креативного кластера будут иметь совершенно иной масштаб.
В Смольном надеются, что в будущем креативный кластер будет состоять сразу из нескольких реконструированных промышленных объектов; в них будут работать как те компании, которые сейчас разбросаны по всему городу, так и новые, привлеченные программой.. В качестве пилотного проекта будет выбран один комплекс в центре города, определить который планируется в ближайшее время. Пока в КИСПе говорят, что поиск ведется по трем направлениям.
Первое – это промышленные объекты на Синопской или Свердловской набережной, причем рассматриваются как здания, находящиеся в частной собственности, так и государственные. Как говорят в комитете, если объект будет частным, то инвестору предложат стать участником проекта, а город, возможно, будет финансово участвовать в редевелопенте, а впоследствии – компенсировать собственнику выпадающие доходы, связанные с низкой арендной ставкой для арендаторов.
Второе направление – это объекты, в которых художественные мастерские будут занимать только часть территории. Так, в КИСПе рассматривают возможность использования под эти цели здания «Крестов» на Арсенальной набережной после того, как тюремный комплекс будет переведен в Колпино (планируется, что это произойдет в 2015 году). Еще один вариант – размещение пилотной площадки креативного кластера на Ново-Адмиралтейском острове, после того как его покинут Адмиралтейские верфи и туда перебазируется часть факультетов Университета.
Наконец, Смольный намерен вести переговоры с собственниками действующих предприятий в центре города, предложив им перевести свои мощности на окраину, а здание использовать под объекты креативного кластера. Правда, конкретные адреса там готовы озвучить только после завершения переговоров с собственниками, которых еще нужно будет заинтересовать модным словосочетанием «креативный кластер».
По мнению директора по инвестициям и консалтингу Colliers International Санкт-Петербург Владимира Сергунина, пока на рынке Петербурга не очень много лофтов, поэтому потребность в новых площадках, безусловно, есть. Тем более что зачастую на территориях бывших промышленных предприятий существует большое количество объектов, которые находятся под охраной КГИОП, и поэтому их лучше всего использовать именно для создания лофтов, так как в таком случае зданию гарантирована сохранность, а сам проект может быть коммерчески успешным.
Однако эксперт сомневается, что государство сможет серьезно поддерживать подобные проекты финансово. «Реалии таковы, у города зачастую не хватает средств даже на финансирование стратегических инфраструктурных проектов.. Тем не менее, по нашим оценкам, лофты в Петербурге – это проекты будущего, и можно прогнозировать, что их активная реализация начнется через 5 - 10 лет», – замечает Владимир Сергунин.
Как говорит менеджер проектов отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg Игорь Кокорев, сейчас развитие местного художественного рынка ограничено небольшим числом клиентов, поэтому государственное продвижение их продукции в других городах и странах было бы как раз кстати. Однако, по мнению специалистов, одна только поддержка не увеличивает объем рынка, и может так получиться, что предложение превысит спрос: на десяток архитекторов будет один человек, которому нужно спроектировать загородный дом, и креативный кластер будет просто красивой вывеской, не приносящей городу реальных доходов.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"