На «Северной верфи» спустили на воду третий в серии корвет ближней морской зоны «Стойкий», который строят по заказу Минобороны. Торжество слегка омрачили промозглая погода и отсутствие высоких чинов — ранее завод анонсировал личный визит нового главкома ВМФ Чиркова. Корабельный герб, об исчезновении которого писала «Фонтанка», несмотря на непогоду, вызывающе сверкал на корме «Стойкого». Правда, на его предшественнике - «Бойком» - место государственного символа оказалось стыдливо прикрыто зеленой тряпочкой.
Спуск на воду третьего серийного корвета проекта 20380 «Стойкий» планировался корабелами судостроительного завода «Северная верфь» как торжественный. На мероприятие ожидали недавно назначенного главнокомандующего ВМФ России Виктора Чиркова, членов правительства Петербурга, представителей Объединенной судостроительной корпорации. Однако высокие чины на праздник не прибыли, в лучшем случае прислав вместо себя замов, и то не первых. От заказчика корвета был только начальник штаба Балтфлота контр-адмирал Сергей Фарков. Серьезно подвела еще и погода: промозглый питерский ветер настроения не поднимал.
Пожалуй, самой счастливой на этом корабельном празднике выглядела сотрудница «Северной верфи» Наталья Егорова. Стоя на топ-палубе дока, девушка с удовольствием позировала фотографам, махала рукой кому-то из стоящей внизу толпы и делилась своими впечатлениями по телефону. Через несколько минут Наталье Егоровой (или, как проскользнуло среди работяг, «дочке Андреича») предстояло стать крестной матерью корвета «Стойкий». Крестить новые корабли - одна из древнейших военно-морских традиций. Впервые имя женщины, выступившей в роли крестной матери, было зафиксировано в 1811 году в книгах Британского адмиралтейства. Как следует из различных открытых источников, именно с начала XIX века во многих странах появился обычай: при спуске каждого судна его крестная должна обязательно разбить о его борт бутылку шампанского.
Как правило, крёстными матерями назначают известных, энергичных женщин, которые в рамках своих возможностей поддерживают и заботятся о команде корабля. Приказом командира корабля с момента назначения крестной она зачислялась почетным членом в состав экипажа и имеет право посещать пункты управления и боевые посты, участвовать во всех мероприятиях корабля.
Была у крестной и моральная обязанность — занимая высокое положение в обществе, она должна была привлекать внимание к успехам и проблемам корабля, способствовать поднятию культурного и духовного уровня членов экипажа. Сможет ли Наталья Егорова содействовать духовному росту будущего экипажа «Стойкого», пока непонятно. В пресс-службе «Северной верфи» не смогли ответить «Фонтанке», за какие заслуги девушка удостоилась чести, сказав только, что Егорова «какая-то работница какого-то из цехов».
Легенды мирового кораблестроительства упоминают случай, когда знатная англичанка, не успев разбить бутылку шампанского до спуска, вплавь догнала уходящий крейсер и завершила ритуал. К счастью, Наталье Егоровой демонстрировать героизм не понадобилось. После положенных поздравительных речей из уст контр-адмирала Сергея Фаркова, представителя Смольного Александра Медведева, вице-президента ОСК Анатолия Тюкова и главного инженера ЦМКБ «Алмаз» Константина Голубева, заверивших присутствовавших, что сегодняшний день — прямое доказательство возрождения флота российского, крестная мать ловко отпустила веревку, которой была привязана бутылка шампанского. Ударившись о борт «Стойкого», та благополучно разбилась.
Предшествующая этому процедура спуска корвета на воду отдавала легкой нелепостью: гражданский старший строитель заказа по-военному сурово доложил генеральному директору о готовности. «Заказ спустить», - по-военному же приказал не носящий погоны новый глава верфи Александр Ушаков. Не обошлось и без традиционного освящения корабля. Правда, окропление «Стойкого» святой водой было, скорее, символическим. Так как представители религиозного культа стояли слишком далеко для того, чтобы её капли долетели до корпуса. Наконец, после завершения всех пунктов церемониала четвертый по счету в серии корвет проекта 20380 погрузился в воду под приличествующие «бурные и продолжительные».
Воспользовавшись всеобщей суматохой, корреспондент «Фонтанки» отправился к набережной, где стоит старший брат «Стойкого» - спущенный на воду год назад корвет «Бойкий». Всю церемонию не давал покоя сияющий на корме «Стойкого» государственный герб Российской Федерации. Этот украшающий символ, по спецзаказу отлитый на Феодоровском заводе, был похищен неизвестными в ночь с 23 на 24 мая.
Как писала «Фонтанка», руководство «Северной верфи» пыталось скрыть этот скандальный факт. Но инцидент, больше похожий на анекдот, уже неделю обсуждается в кругу военно-морских офицеров, которые могут себе позволить шутить по этому поводу, так как корвет еще не передан заказчику, а значит, не считается военным.
Второй серийный корвет проекта 20380 «Бойкий» пришвартован на набережной «Северной верфи». В марте этого года он был заселен моряками Балтийского флота. На фотографии, сделанной корреспондентом «Фонтанки», видно, что на месте, предназначенном для герба, что-то находится, но тщательно замотано материей зеленого цвета. Довод о том, что символ укрыли от дождя, не выдерживает критики, так как изделие покрывают специальным раствором от коррозии. Контуры же чего-то, укрытого зеленой ветошью, очень сильно напоминают автомобильную шину.
Источники «Фонтанки» в ЛенВМБ рассказали, что герб с «Бойкого» открутили два дня назад и обещали экипажу вернуть его уже 31 мая. Офицерам ВМФ, хоть и неловко за сложившуюся ситуацию, но возразить особо нечего, так как корабль юридически пока еще находится в собственности «Северной верфи». Как отметили собеседники «Фонтанки», руководство Военно-морского флота не смогло прибыть на спуск «Стойкого» из-за назначенного на сегодня совещания с президентом Владимиром Путиным. Однако, учитывая произошедший анекдот, контр-адмиралы наверняка будут только рады, что не смогли участвовать в этом фарсе.
Юлия Никитина,
«Фонтанка.ру»