Сейчас

+1˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+1˚C

Облачно, Небольшие дожди

Ощущается как -1

2 м/с, ю-з

767мм

92%

Подробнее

Пробки

3/10

Есть ли шансы на успех у нового правительства?

306
ПоделитьсяПоделиться

Старт Петербургскому международному экономическому форуму был дан на традиционном деловом завтраке, который состоялся ещё до официального открытия мероприятий и был озаглавлен так: "Старая повестка нового правительства... Шансы на успех?" Выступившие министры констатировали: проблемы в России есть, и это не только дороги да пресловутая "нефтяная игла", но ещё коррупция, малая дееспособность полиции, недоверие к судебной системе, низкий уровень образования и так далее.

Все это беды не сугубо внутрироссийские, они напрямую влияют на желание потенциальных инвесторов идти к нам. Поэтому их обсуждение и стало "литерным" мероприятием международного форума.

Дискуссия была построена на основе голосования: глава Сбербанка Герман Греф, который выступал в роли ведущего, оглашал вопросы, аудитория нажимала кнопки выбора. "Что нужно сделать, чтобы улучшить жизнь в стране?" – попросил выбрать Греф для начала. Предлагались два варианта ответов. Первый связывал надежды на лучшее с нефтедобычей. И 72 процента нажавших кнопки выбрали второй: "избавиться от сырьевой зависимости".

С таким выбором согласился и новый министр энергетики Александр Новак: "Я тоже нажал кнопку 2", – сообщил он. Нефтегазовый сектор – драйвер российской экономики, признал министр, но существуют риски снижения объёмов нефтедобычи в будущем. Их надо нивелировать за счёт открытия новых месторождений. Что касается газа, то здесь России необходимо приспосабливаться к новым условиям и новым технологиям. В частности, к появлению у других стран сланцевого газа. Правительство намерено добиваться, кроме того, прозрачности в секторе электроэнергетики, который Новак назвал "чёрным ящиком", не понятным для потребителя.

Среди выбравших отказ от газо- и нефтезависимости был и Вагит Алекперов, глава одного из крупнейших нефтедобытчиков страны – "ЛУКойла": "Даже я нажал кнопку два", – признался он. Но попросил всё-таки не противопоставлять одну отрасль, которая наполняет бюджет на 50 процентов, всем остальным.

Позже и вице-премьер Игорь Шувалов согласится с необходимостью диверсифицировать экономику, то есть отказаться от "нефтяной зависимости". Но делать это надо, подчеркнёт он, с учётом энергетической безопасности партнёров – получателей наших энергоресурсов.

Россия похожа на Грецию?


Министру финансов Антону Силуанову тоже пришлось начать с нефти. Герман Греф озвучил вопрос, поступивший через Интернет персонально главному финансисту страны: не считает ли он, что Россия похожа на Грецию, только роль Евросоюза у нас играют нефть и газ?

Этот вопрос вызвал у Антона Силуанова нервный смех, чуть более долгий, чем допускал вопрос. То ли глава Минфина – страстный футбольный болельщик, то ли сравнение двух экономик ему не понравилось. Отсмеявшись, он назвал сравнение некорректным. Беда Греции, объяснил он, в том, что страна в условиях еврозоны наращивала расходы, и те, кто покупал греческие бумаги, до последнего верили, что в любой ситуации страну станет спасать вся Европа. А у нас, заявил министр, "ситуация иная": у нас "есть проблема зависимости от нефти и газа". Вместо того, чтобы добавить, что и мы до последнего верим, что в любой ситуации нас спасёт экспорт энергоресурсов, он, противореча, по сути, самому себе, повторил: "сравнение неверное".

Тут вставил реплику Греф: обрадовал министра финансов тем, что про того уже слагают анекдоты. И тут же одним поделился.
– Силуанов приносит бюджет Путину, – рассказал Греф. – Путин смотрит и говорит: "Всё хорошо, только фраза "инфляция 5-10 процентов" пишется не через дефис, а слитно".

Министр снова веселился и опять – немножко нервно. Греф тем временем прочитал ещё один вопрос: о проблеме имиджа страны. "Это очень важно, как мы выглядим в глазах иностранных инвесторов, – добавил он. – Это одно из самых слабых мест". Ответ министра, больше понятный его коллегам-финансистам, Греф резюмировал коротко и ясно: Минфин пообещал неповышение налогов, комфорт для инвесторов и деликатность бюджета в подходе к работе с частным бизнесом.

Как снизить коррупцию при строительстве дорог?

На такой "вечный" вопрос интернет-пользователей, озвученный Грефом, пришлось отвечать министру транспорта Максиму Соколову. Ему же были адресованы вопросы о реформе железных дорог и об авиаперевозках, по-прежнему недоступных многим гражданам страны. Соколов с грустью констатировал, что и сам не в восторге от отечественных дорог – как их пользователь, к тому же хорошо помнит, как отправлял грузы, будучи ещё бизнесменом. Он понимает, что всё это создаёт не просто дискомфорт, но и угрозу экономике. "Надо что-то делать!" – подытожил министр транспорта. Но, добавил он, все пути решения транспортных проблем – дорогостоящие, поэтому надо привлекать инвесторов.

В привлечении частного бизнеса он предложил искать и ответ на вопрос о коррупции. "Пустить на рынок больше конкурентов на понятных правилах – и вопрос коррупции перестанет существовать", – убеждён министр транспорта: конкуренция, по его мнению, привлечёт к снижению затрат на строительство дорог.

Одна вышка может обслуживать несколько сотовых операторов

К микрофону пригласили самого молодого министра – 30-летнего Николая Никифорова. Его назначение главой Минсвязи, по словам Германа Грефа, интернет-аудитория прокомментировала ёмким "вау!". Что будет с почтой? Появятся ли новые сотовые операторы? Как министр станет способствовать пресловутой "открытости" правительства? Это интересует большинство интернет-пользователей.

Последнее, считает Никифоров, напрямую связано с имиджем страны. Пока, признал он, недоверие к российской госмашине таково, что ему, например, на днях пришлось в течение двух часов убеждать предпринимателей заключать договор на территории России и по российским законам. Это прокомментировал Герман Греф: не каждый может похвастаться тем, что его 2 часа уговаривал министр. Но, добавил глава Сбербанка, одного Никифорова на всех не хватит, а у нас в стране 80 процентов сделок заключаются за границами российской юрисдикции – из-за недоверия к нашей судебной системе.

Министр связи считает, что путь к открытости государства – перевод его общения с народом на электронную базу. Вот в Татарстане, где Никифоров был министром ещё недавно, даже заявления в загс 70 процентов пар подают через Интернет. А по поводу остальной территории России очень удачный пример привёл главный редактор "Независимой газеты" Константин Ремчуков: указ о помиловании оппозиционера Мохнаткина уже был опубликован на сайте президента, о нём знала вся страна, а в Твери начальник колонии говорил, что ничего не знает, и "ждал фельдъегеря".

Никифоров намерен добиваться ликвидации "цифрового неравенства" в стране, чтобы деревни не уступали в этом смысле большим городам.

Несмотря на развитие сотовой связи, в России, как сообщил министр, есть 2 тысячи километров дорог, ею не охваченных. А это уже не просто неудобство, но проблема безопасности. И возникла она по причинам бюрократическим: сегодня правила таковы, что каждый оператор должен тратиться на собственное оборудование, хотя технологически, по словам министра, одна базовая станция может обслуживать нескольких операторов. Никифоров не считает, что нужно увеличивать число сотовых операторов: в Индии, привел он пример, их больше десятка, в результате каждый не в состоянии развиваться. Наши операторы, уверен министр, должны конкурировать не числом, а умением – то есть развивать услуги.

Но старая добрая почта никуда не денется, останется государственной, а для повышения качества будет привлекать частных партнёров. У почты, заявил Никифоров, "особая миссия": в некоторых населённых пунктах она не только "единственный объект для предоставления госуслуг", но и единственный способ общения для людей.

"Наше образование принимает дубов, а выпускает липу"

Этой очередной цитатой из интернета Герман Греф предварил выход к микрофону министра образования и науки Дмитрия Ливанова.

– Как один из крупнейших работодателей страны, могу с этим согласиться, – добавил глава Сбербанка уже от себя. – Ректоры устарели, большинство из них не знают ни одного иностранного языка и ни разу не выезжали за границу!..

Дмитрий Ливанов согласился с этим, но лишь частично.
– Ректоры очень много ездят за границу, проводят там большую часть времени, на качестве образования это сказывается как раз отрицательно, – усмехнулся он. – Хотя они действительно не знают иностранных языков.

С вопросом выступил один из «сообщества» ректоров, по которому "прошлись" глава Сбербанка и министр, – руководитель Академии народного хозяйства Владимир Мау: "Спрос рождает предложение", – попытался он заступиться за коллег. Дескать, пока будет спрос на "определённый социальный уровень" – будет спрос и на "плохие" университеты.

– Спрос на такое образование должен оставаться неудовлетворённым, – возразил ему министр. – У нас есть спрос на многие виды удовольствий...

"Я – непримиримый противник палочной системы"

Так о себе сказал новый министр внутренних дел Владимир Колокольцев. Именно в адрес главы МВД, по словам Германа Грефа, поступило больше всего вопросов. Многие касались реформы полиции. О ней Колокольцев сказал: сейчас "только заложен фундамент", теперь надо "довести до логического завершения". В результате наша полиция, пообещал Колокольцев, должна заработать так, чтобы граждане стали себя чувствовать комфортно и безопасно. И чтобы потенциальные инвесторы – это уже к теме ПМЭФ – потянулись в комфортную и безопасную Россию.

Герман Греф прокомментировал: наверное, вопросы через интернет задавали сотрудники полиции, потому что многие интересуются "палочной системой". Греф не знал, что это такое, а Колокольцев объяснил: "Ради убаюкивания самих себя" мы "из одного преступления делаем много", чтобы показать, как мы хорошо работаем. На самом деле оценку полиции должно ставить общество. Но как оно будет это делать, а главное – отменят ли всё-таки пресловутые "палки" ("галочки" за раскрытие) и что придёт им на смену, вот этого Колокольцев не сказал.

Зато Греф привёл интересные данные по оценкам: 83 процента опрошенных пользователей интернета высказались против повышения зарплат полицейским. С этим не согласился сам глава Сбербанка.
– Человек в погонах, получающий нищенскую зарплату, не может быть эффективным, – заявил он. – Человек в погонах не должен побираться у предпринимателей, у водителей...

Теми же, кто наживает состояние, "побираясь у предпринимателей, у водителей", а потом ездит на иномарках стоимостью в несколько своих годовых зарплат, будут заниматься соответствующие структуры в МВД – пообещал Колокольцев.

И всё-таки Греция...


Алексей Кудрин вышел, чтобы задать вопросы новому правительству – как член правительства старого. И вернулся к Греции. Конечно, сказал он, сравнение с ней России, а Европы – с нашей "нефтяной иглой", некорректное... Но! До кризиса нефтегазовый дефицит (то есть дефицит, который правительство, в случае чего, может покрыть за счёт исключительно нефтегазовых доходов) был заложен в бюджете на уровне 6 - 7 процентов. Норма, по словам Кудрина, – 5 процентов. А сейчас эта цифра составляет 12 процентов. То есть "игла" в нас входит всё глубже.
– Этот дефицит внешне не виден, но может в любой момент проявиться, – предостерёг новое правительство экс-министр, которого несколько раз признавали лучшим финансистом Европы. И задал вопрос: – Можем ли мы жить, не увеличивая этот бюджет, а уменьшая?

"Единая Россия будет всё время налево поглядывать"


Отвечал Кудрину и всем остальным вице-премьер Игорь Шувалов. Да, сказал он, есть проблемы. Россию называют седьмой экономикой в мире...
– Мы – 6-я экономика, – поправил его Греф.
Шувалов согласился: пусть шестая. Но разве по качеству это так? Нет, увы – только по объёму. Но 12 лет назад всё было гораздо хуже!
– Разве всё плохо? – вопрошал вице-премьер. – Где-то есть норма, где-то хорошо, что-то удалось сделать...

Дороги? Да, воруют. "Но разве можно было строить столько дорог в 2000 году?!" И в образовании не всё так уж плохо, и в медицине... Просто сейчас, объяснил он, по сравнению с 2000 годом "база другая": у людей больше ожиданий, выше стали требования, "запрос на более высокое качество".

В ближайшем будущем, считают в новом кабинете министров, нельзя сокращать расходы бюджета. Это был ответ на вопрос Кудрина о нефтегазовом дефиците. Таким образом, наша страна по-прежнему будет рассчитывать на высокие цены на нефть. Правда, по словам Шувалова, уже не на 115 долларов за баррель, а всего на 95...
– Не знаю, пройдёт ли это через парламент, – выразил сомнение вице-премьер по поводу "урезания" доходной части. – Потому что "Единая Россия" будет всё время налево поглядывать.

По словам Шувалова, бюджетные расходы всё-таки сокращать будут, но только не в тех случаях, когда то или иное министерство просит деньги под прозрачную, конкретную и выполнимую программу.

Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close