В Петербурге помимо ЗСД могут появиться еще две платные трассы. Две вылетные магистрали в створе Фаянсовой и Зольной улиц и от Арсенальной набережной до Выборгского шоссе обойдутся в 40 - 50 млрд каждая. И если у бюджета не будет денег, то придется искать инвестора, которого привлечет только одно – платный проезд.
Необходимость строительства двух вылетных магистралей прописана еще в Генеральном плане. Одна из них пройдет от южного участка ЗСД в Московском районе в Красногвардейский район до КАДа, вторая – от Таврической улицы до Выборгского шоссе. В обоих случаях будет построено по новому мосту: в створе Зольной и Фаянсовой улиц и от Смольной до Арсенальной набережных.
В мае оба проекта были актуализированы губернатором Георгием Полтавченко в его послании ЗакСу: фактически он сделал их частью своей стратегии транспортного развития города – с точки зрения Смольного эти магистрали, вместе с мостом через остров Серный и внутренним транспортным полукольцом, станут более достойной заменой платному и неэффективному Орловскому тоннелю. Однако, как выясняется, ездить по ним, судя по всему, также придется за деньги.
Как рассказал сегодня журналистам глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры Борис Мурашов, по предварительным расчетам, стоимость одного километра каждой магистрали составит около 2,5 - 3 млрд рублей: это связано с тем, что практически на всем протяжении они пройдут по эстакадам, то есть фактически будут представлять собой один большой мост.
Протяженность трассы от Таврической до Выборгского шоссе – 17 км, в створе Фаянсовой и Зольной – 17,4 (с подходами к ЗСД и КАДу - 24 км). Таким образом, каждая обойдется примерно в 40 - 50 млрд рублей. Если у города будут такие деньги, то строительство вылетных магистралей будет вестись за счет бюджета, а если нет – то на основе государственно-частного партнерства. В последнем случае единственный способ привлечь инвестора – это сделать проезд по дороге платным.
Сколько может стоить проезд по этим магистралям, пока неизвестно; скорость движения, по оценке Мурашова, может составить 80 - 90 км/ч.
Правда, в комитете по инвестициям и стратегическим проектам, который в Смольном ведает сопровождением государственно-частного партнерства, заметили, что об идее построить эти трассы при такой схеме финансирования слышат впервые, и к ним пока никто не обращался за проработкой возможных деталей такого проекта.
Сейчас в Петербурге есть одна платная трасса – Западный скоростной диаметр; проезд по ее южному участку стоит 30 рублей для легковых автомобилей и 100 рублей – для грузовиков. Однако после запуска всей скоростной трассы, который намечен на 2016 год, стоимость проезда с очевидностью возрастет в разы.
Любопытно также, что вылетные магистрали, если они будут построены по заявленной Борисом Мурашовым цене, все равно не покроют рекорда ЗСД, 1 километр которого стоит около 4 млрд рублей (общий бюджет проекта – 212 млрд, протяженность трассы – 49 км).
В настоящее время обе магистрали существуют лишь в виде общей схемы. В мае рабочая группа чиновников и проектировщиков совершила рабочую поездку по железной дороге по путям Выборгского и Мурманского направлений: вдоль них, скорее всего, в основном и пройдут новые трассы. До 15 июля комитет по развитию транспортной инфраструктуры обещал объявить конкурс на создание предварительного проекта этих объектов, на основе которых уже готовится полный проект. Проектирование может продолжаться до 2014-го, а строительство – до 2017 - 2018 годов. А потом мы их протестируем – за деньги или бесплатно.
Андрей Захаров, Ксения Клочкова, "Фонтанка.ру"