Совещание о судьбе «Ленфильма», которое обещало быть судьбоносным, превратилось в обычное промежуточное. Бывший «рулевой «Музобоза», а ныне замминистра культуры Иван Демидов, познакомился с киностудией, своими глазами убедился, что она жива, работает и нуждается в деньгах. И пообещал, что приблизительно в сентябре решение, как поступить с «Ленфильмом», будет наконец принято. Демонстративный уход с переговоров четырех (самых активных и весьма уважаемых) членов Общественного совета студии на исход встречи ничуть не повлиял.
Экс-звезда ОРТ, а ныне замминистра культуры Иван Демидов прибыл на «Ленфильм» по распоряжению нового министра Владимира Мединского, пообещавшего во время Петербургского экономического форума решить наконец наболевший вопрос. Визит нового замминистра, курирующего теперь кино и телевидение, должен был положить конец затянувшейся ситуации неопределенности — во всяком случае, именно такие настроения царили на студии.
«Вы сегодня нашу судьбу обсуждать будете? - с надеждой спросила у корреспондента «Фонтанки» сотрудница «Ленфильма», волокущая два неподъемных на вид тюка. - Заступитесь за нас, пожалуйста!». «Вы уж нас поддержите, - просила журналистов седоволосая работница, к которой лучше всего подходило определение «божий одуванчик». - Помогите сохранить «Ленфильм»! Я на этой студии пятьдесят лет отработала». Кинооператоры, проявляя профессиональную солидарность, объясняли операторам телеканалов, в каком помещении лучший свет и где удобнее всего будет записать комментарии.
Но журналистам были рады только рядовые сотрудники киностудии. Быстро выяснилось, что встреча замминистра с Общественным советом и дирекцией «Ленфильма» пройдет в закрытом режиме. А после того, как совещание закончится - «через час или чуть меньше» - возможно, директор «Ленфильма» Владимир Шайдаков или директор департамента кинематографии Министерства культуры Вячеслав Тельнов дадут свои комментарии. Представители прессы привычно расположились на лестничной площадке перед входом в кабинет директора студии, где и заседало высокое собрание.
Через два часа после начала обсуждения, когда пресса уже расслабилась — кто-то дремал, кто-то читал книжку, кто-то набирал какой-то текст на айпаде — дверь дирекции распахнулась, и оттуда буквально вылетел лауреат Каннского фестиваля, звезда мирового кинематографа кинорежиссер Александр Сокуров. Хлопнув дверью, он помчался по коридору «Ленфильма», не разбирая дороги и не реагируя на попытки его окликнуть.
Пока оторопевшие журналисты, не привыкшие видеть кинорежиссера в таком состоянии, приходили в себя, кабинет дирекции покинули еще три представителя Общественного совета «Ленфильма» - кинорежиссер Константин Лопушанский и братья Светозаровы. На просьбы объяснить, что происходит, режиссер Дмитрий Светозаров, криво улыбаясь, бросил: «Это разводка». От каких-либо комментариев он отказался, художник Владимир Светозаров пояснил: «Там в зале сидят специальные люди, которые уполномочены давать комментарии». Еще через минуту покинул встречу продюсер фильмов Сокурова и композитор Андрей Сигле, который тоже отказался что-либо пояснять.
Следующие полчаса представители СМИ коротали, строя разнообразные версии произошедшего. Затем отворилась дверь, и на площадку выглянул Вячеслав Тельнов, но выходить передумал и скрылся в глубине кабинета. Через несколько минут на пороге появился Иван Демидов, который при виде прессы тоже слегка дернул лицом, но профессиональная солидарность, по-видимому, взяла верх. «Здравствуйте, коллеги», - демократично и вполне доброжелательно поздоровался он и вполне непринужденно предложил перейти туда, где условия для съемки будут получше.
В зале, указанном операторами «Ленфильма», Демидов обстоятельно рассказал, что приехал на «Ленфильм» для того, чтобы оценить, в каком состоянии находится студия. «Я убедился, что она живет. Правильнее, конечно, будет сказать — выживает, но в 90-х мы видели в стране вещи и похуже, - отметил он. - Хотя, разумеется. «Ленфильм» надо поддержать, и это будет сделано». Что касается совещания, то оно, по словам замминистра, носило ознакомительный характер — он выслушал членов Общественного совета, познакомился с их точкой зрения на то, как должна развиваться киностудия. Обменялись участники беседы и мнениями о том, каким путем должен идти отечественный кинематограф.
Судьба «Ленфильма», по словам Демидова, будет, скорее всего, определена осенью. «Сейчас существуют три концепции развития киностудии, - объяснил он. - Концепция Общественного совета, АФК «Система» и совета директоров «Ленфильма». Все они проанализированы в Министерстве культуры, а теперь переданы для анализа экономическому блоку правительства. Как только их оценят с позиций экономики, будет принято решение. Я думаю, это произойдет в сентябре». По словам замминистра, все три варианта развития похожи друг на друга. «Все они предполагают сохранение киностудии именно как киностудии, и ни в одной нет идеи выселить «Ленфильм» и устроить здесь какие-нибудь фонтаны-рестораны», - заверил он.
На вопрос, по какой причине члены Общественного совета покинули совещание, Демидов ответить не сумел. «Я считаю, что я не вправе комментировать эту ситуацию, - пояснил он. - Они общались в этот момент между собой, это их внутренние взаимоотношения, и я бы посоветовал обратиться вам с этим вопросом к самим «ленфильмовцам».
Директор «Ленфильма» Владимир Шайдаков сообщил, что на встрече речь шла главным образом не о финансовых вопросах, а о политике студии. «Министерство культуры не распределяет деньги, оно может определять только направления нашей деятельности, - сообщил он журналистам. - И у нас не возникло по этому поводу никаких разногласий. Наоборот — была поддержана идея Александра Сокурова возрождать национальный кинематограф и снимать как можно больше фильмов о простых людях». «Мы же не музей, - добавил он позднее в разговоре с корреспондентом «Фонтанки». - Акционерному обществу «Ленфильм» от Минкульта ждать денег нет смысла».
Шайдаков пояснил, что знаком с двумя концепциями развития «Ленфильма» - той, которую разработал Общественный совет (автор - Андрей Сигле), и предложенной советом директоров «Ленфильма» (автор — Эдуард Пичугин). «Они отчасти похожи, - заметил директор киностудии. - Просто у Сигле более подробно расписана производственная часть, указано, что студия будет производящей, будет выпускать детское кино, авторские фильмы, а у совета директоров эта позиция только обозначена». Оба варианта предполагают использование государственных денег — по расчетам Сигле, для возрождения «Ленфильма» потребуется около двух миллиардов рублей. По расчетам Пичугина — около полутора.
Однако, как пояснил «Фонтанке» сам Андрей Сигле, ранее Общественному совету «Ленфильма» представили для анализа совсем другую концепцию, подготовленную советом директоров. В ней предполагалось, что для «подъема» студии необходимо 3 миллиарда, причем предполагалось, что это будут кредиты, полученные у коммерческих банков под залог недвижимости «Ленфильма». В том случае, если залог окажется недостаточным, то киностудию можно будет разделить на несколько малых предприятий и получить кредит под каждое из них по отдельности.
«Вам это ничего не напоминает? - поинтересовался у корреспондента «Фонтанки» Сигле. - Вот и нам напомнило. Поэтому мы категорически выступили против. А теперь вдруг выясняется, что та концепция, которую нам давали на отзыв, уже не существует, а есть другая, которую мы и в глаза не видели, разработанная за нашей спиной неизвестно кем. И снова рассматривается вариант все той же АФК «Система», против которого мы возражаем категорически».
Но самое большое возмущение у членов Общественного совета вызвала новость о существовании самого совета директоров «Ленфильма». «Он был создан без всякого нашего участия, без согласования с нами, неизвестно когда. Мы говорили о том, что его надо переизбрать и премьер-министру — тогда еще Владимиру Путину, и новому министру культуры Владимиру Мединскому. Все с нами соглашались, и было принято решение, что этот состав совета директоров будет упразднен, а выберут новый — причем все кандидатуры согласуют с членами Общественного совета киностудии. И когда Мединский приезжал к нам во время ПЭФа, он при нас звонил в Москву. И ему подтвердили — да. Совет директоров признан нелегитимным и больше не существует. А теперь вдруг мы выясняем, что оказывается, он есть, в нем состоят все те же люди, и они пишут концепции за нашей спиной!»
По словам Сигле, именно известие о том, что совет директоров по-прежнему остается в силе, и послужило причиной уход членов Общественного совета с совещания. «У нас возникло очень четкое ощущение, что нас обманывают, - объяснил режиссер. - Такое впечатление, что все решения уже приняты, судьба «Ленфильма» определена, а все происходящее не более, чем ширма - для того, чтобы мы не очень громко возмущались. Не было смысла продолжать диалог». Члены Общественного совета намереваются сделать свое заявление о прошедшем совещании. По всей видимости, спор вокруг «Ленфильма» выйдет на новый виток.
Напомним, в 2010 году стало известно, что киностудия «Ленфильм» может быть объединена с АФК «Система». Воплощение идеи государственно-частного партнерства сулило «Ленфильму» 10-15 млн долларов инвестиций на срочный ремонт, модернизацию технической и материальной базы, а также перспективу создания на ее базе крупнейшей киностудии в Европе. Правда, для этого «Ленфильм» надо было объединить с киностудией «РВС» (входящей в АФК «Система»),
Амбициозным планам директора АФК Владимира Евтушенкова не суждено было сбыться. Ситуацию переломила прозвучавшая критика со стороны деятелей культуры – в первую очередь, режиссеров Алексея Германа-старшего и Александра Сокурова, опубликовавших открытое письмо к Владимиру Путину. В нем они предупредили премьера, что случае объединения и приватизации «Ленфильм» утратит «всякую самостоятельность и независимость». После длительных споров на тему «как «вытащить «Ленфильм» из долговой ямы» поддержать старейшую киностудию страны вызвалось правительство Санкт-Петербурга. Решение было принято весной 2011 года.
Однако после ухода Валентины Матвиенко с поста губернатора города сменился и глава комитета по культуре. На место Антона Губанкова, с которым у Общественного совета «Ленфильма» сложилось полное взаимопонимание, пришел Дмитрий Месхиев, ранее возглавлявший киностудию «РВС». После этой перемены кадров во власти Общественный совет категорически отказался иметь дело с городской администрацией и предложил Министерству культуры собственный вариант развития киностудии — правда, для него были необходимы стартовые субсидии от государства, на сумму 2 миллиарда рублей.
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"