Конституционный суд признал соответствующей Основному закону процедуру вступления России в ВТО. Учет экономических рисков и последствий находится в компетенции правительства, Совфеда и президента.
Напомним, 131 депутат Государственной думы подали свой запрос в КС 20 июня, в нем они просили проверить конституционность вступления России в ВТО. По мнению депутатов, процедура ратификации была нарушена и превращена в «формальность». Кроме того, как отмечается в тексте заявления, на ратификацию был вынесен только протокол о присоединении РФ к соглашению об учреждении ВТО 1994 года. При этом само соглашение со всеми приложениями в Госдуму не представлено.
Еще одно нарушение авторы обращения в КС связывают с тем, что русский язык является обязательным для делопроизводства в РФ. Но протокол не подписывался на русском языке, а в Госдуме есть только его неофициальный перевод.
Отметим, что КС принял дело к рассмотрению во внеочередном порядке, так как процедура ратификации должна быть завершена до 23 июля. В практике суда это, можно сказать, прецедент, так как впервые слушается дело о конституционности не вступившего в силу международного договора.
Дело было рассмотрено 3 июля. В рекордно короткие сроки суд вынес решение и огласил его 9 июля. В своем постановлении суд указывает, что любой международный договор так или иначе затрагивает интересы всех субъектов РФ. Однако спрашивать у каждого из них согласия при любом подписании договора было бы посягательством на государственный суверенитет России.
Кроме того суд заключил, что намерения государств-участников ВТО, выраженные в преамбуле соглашения, не противоречат основам конституционного строя России. Документы о присоединении не предполагают также ограничений основных прав и свобод граждан. Учет экономических последствий и рисков должен осуществляться правительством, Советом Федерации и президентом.
Отметим, что Конституционный суд признал непротиворечащим Основному закону страны только протокол о присоединении к ВТО. Его приложение, так называемое Марракешское соглашение, судьи целиком не рассматривали, они проверили только те пункты, на которые указывали заявители (в частности, касающиеся иностранных адвокатов и возможного изменения судебной системы). Фактически вернуться к вопросу коституционности протокола о вступлении в ВТО можно будет после ратификации, когда вступит в силу само Марракешское соглашение.