В Следственном комитете завершено расследование уголовного дела, в рамках которого легендарного петербургского предпринимателя Владимира Барсукова обвиняют в организации покушения на фактического владельца Петербургского нефтяного терминала Сергея Васильева. Фабула обвинения за время расследования креативно изменилась: следствие пришло к выводу, что Барсуков распорядился ликвидировать не только Васильева, но и всех его охранников. Для Барсукова это может означать пожизненное заключение.
«Мочите всех...»
К такому неожиданному выводу следствие пришло после задержания около года назад на Украине предпринимателя Александра Меркулова. Из фабулы обвинения следует, что Владимир Барсуков и модный рейдер Вячеслав Дроков в какой-то момент решили организовать убийство не только Сергея Васильева, но и его охранников. Для этого, по версии следствия, они обратились к Меркулову, роль которого, по новой фабуле обвинения, сводится лишь к тому, что он познакомил Барсукова и Дрокова с предпринимателем из Рязани Михаилом Тюриным. Последний, по версии следствия, организовал все остальное.
Это, кстати, ещё один новый момент в фабуле обвинения: инициаторами преступления следствие теперь видит не одного Владимира Барсукова, а Владимира Барсукова вместе с Вячеславом Дроковым.
Постановление о привлечении Владимира Барсукова в качестве обвиняемого за убийство одного из охранников Сергея Васильева, покушение на убийство самого Васильева и трех других его охранников, а также за незаконный оборот оружия, датировано 25 июня 2012 года. До этого момента было принято считать, что 5 мая 2006 года при попытке убить Сергея Васильева киллеры вынужденно открыли огонь по джипу с его охраной.
Старший следователь по особо важным делам Главного следственного управления Следственного комитета России Халапов, чья подпись имеется в постановлении о привлечении Барсукова в качестве обвиняемого, видимо, является первым человеком, официально заявившим о новом подходе к оценке этого старого преступления.
Чрезвычайно любопытно, что скажут теперь братья Михалевы, которых следствие подозревает в исполнении преступления. Пока это секрет – их уголовное преследование выделено в отдельное производство. Зато Вячеслав Ежов, третий киллер, управлявший автомобилем, на котором ездили стрелки, уже осужден. Из его признательных показаний следовало, что целью преступления, в совершении которого он принимал участие, был исключительно Сергей Васильев.
Наверное, Ежову из соображений конспирации не рассказали об истинных замыслах Владимира Барсукова. Не исключено, что на суде братья Михалевы и Александр Меркулов скажут об этом.
Живая очередь
Уголовное преследование Меркулова также выделено в отдельное производство – есть предположение, что он заключил сделку со следствием. Если так, его дело будет слушаться в особом порядке с довольно мягким приговором в перспективе.
Зато у Владимира Барсукова перспективы в свете прошедшего апгрейда обвинения меняются кардинально в худшую сторону: за организацию покушения на убийство пятерых человек, в результате которого погиб один из них, ему грозит пожизненное заключение. Особенно с учётом уже имеющихся у него судимостей за мошенничество и вымогательство.
Сейчас в суд он пойдёт вместе с рейдером Вячеславом Дроковым и двумя обвиняемыми в соучастии в подготовке покушения на Сергея Васильева: Александром Корпушовым и неким Кузнецовым (который, как полагает следствие, организовал доставку в Петербург киллеров). В очереди из обвиняемых в совершении этого преступления остаются братья Михалёвы, Александр Меркулов и бизнесмен Михаил Тюрин.
Последнего следствие видит непосредственным организатором «работы» киллеров и поставщиков оружия, но добраться до него не так-то просто – Тюрин давно покинул пределы нашей необъятной Родины, в связи с чем объявлен в международный розыск.
Так что, он в этой очереди, судя по всему, окажется последним.
Все признались и сидят
Данное уголовное дело имеет ещё одну интересную особенность: большая часть лиц, которых следствие обвиняло в соучастии в покушении на Сергея Васильева, уже осуждена за совершение этого преступления. Причём, абсолютное большинство признало свою вину, активно сотрудничало со следствием, благодаря чему проблем во время судебного следствия у представителей гособвинения не возникало. 2 июня 2010 года Санкт-Петербургский городской суд признал виновным в соучастии в убийстве охранника Ухарова и в покушении на убийство Сергея Васильева и 3-х других его охранников, а также в незаконном перемещении оружия водителя ООО «Леонис-тур» Алексея Игнатова. Игнатов полностью признал свою вину, дал показания на других участников преступления, благодаря чему дело слушалось в особом порядке, а сам Игнатов получил 7 лет лишения свободы в колонии строгого режима.
12 августа 2010 года Санкт-Петербургский городской суд признал виновным в совершении того же самого преступления уроженца Рязани Вячеслава Ежова — непосредственного участника обстрела кортежа Васильева. На тех же условиях, что и Игнатов (признание и сотрудничество со следствием), он получил такое же наказание — 7 лет лишения свободы в колонии строгого режима.
1 октября 2010 года Московский районный суд Петербурга признал виновным в незаконном перемещении оружия, из которого пытались убить Сергея Васильева, личного охранника Михаила Тюрина отставного офицера спецназа, участника боевых действий в Чечне, кавалера многочисленных государственных наград Александра Юрцева. Благодаря чистосердечному признанию и сотрудничеству со следствием он был приговорен к 3-м годам условного лишения свободы.
19 декабря 2011 года Московский районный суд Петербурга признал виновными в незаконном хранении и перемещении оружия, из которых был обстрелян кортеж Васильева, 3-х петербуржцев: Владимира Патапова, Игоря Чистюхина и Валерия Козина. Чистюхин и Козин, с самого начала признавшие свою вину и сотрудничавшие со следствием, получили по полтора года условного лишения свободы. Патапов, признавший свою вину только в самом конце судебного заседания, был приговорен к 1 году и 8 месяцам лишения свободы, которые как раз истекли в день вынесения приговора — он вышел на свободу в зале суда.
Стоит заметить: все осужденные – если можно так выразиться, «нижнее звено». Среди них нет людей, которые принимали решения. Теперь в суд отправятся лидеры, на которых те, кто уже осужден, давали показания.
После того, как суд пройдут Барсуков, Дроков, Корпушов и Кузнецов, в очереди останутся только братья Михалёвы и, похоже, наставивший следствие на путь обновленной истины Александр Меркулов. Сотрудничать со следствием из всех отказались только двое: Владимир Барсуков и скрывающийся за границей Михаил Тюрин. Первый, похоже, будет стоять на своём до последнего, второй, видимо, постарается не попадаться в цепкие объятия российского следствия.
Справка:
Покушение на Сергея Васильева произошло 5 мая 2006 года на пересечении Левашовского проспекта и Ординарной улицы.
Киллеры использовали два автомобиля: на одном Вячеслав Ежов заблокировал кортеж Васильева («Ролс-Ройс» с самим Васильевым за рулём и «Шевроле-Тахо» с охраной). Братья Михалёвы, по версии следствия, в этот момент подбежали к кортежу и открыли шквальный огонь из двух автоматов Калашникова, которые за пару часов до того доставил на место преступления Алексей Игнатов. Автоматы «ждали» киллеров в специальном тайнике в заднем сидении машины.
Сергея Васильева, судя по всему, спасло только то, что он сумел выехать с линии огня, пересек перекресток и врезался в припаркованную примерно в ста метрах на Левашовском «Ниву». Стрелки без машины не смогли его догнать и дострелить. Зато охранники Васильева пострадали серьёзно: один из них погиб, еще трое были ранены.
В октябре 2006 года милиционеры задержали братьев Андрея и Олега Михалёвых, которым сегодня предъявлено обвинение в совершении этого преступления.
В сентябре 2007 года обвинение в организации покушения на Васильева было предъявлено Владимиру Барсукову, который к тому времени уже находился «под прицелом» правоохранительных органов из-за многочисленных рейдерских захватов петербургских предприятий. По версии следствия, Барсуков потребовал от Васильева крупную сумму компенсации за свой вклад в создание бизнеса, который на момент тех событий уже фактически принадлежал Васильеву. Тот, якобы, в категоричной форме отказался.
В середине ноября 2011 года Александр Меркулов был экстрадирован из Украины в Россию. На момент выхода этого материала он содержится в одном из следственных изоляторов Москвы.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»