Бывший владелец скандально известной компании «Флора» начал давать признательные показания. Речь идёт о миллиардных откатах федеральным чиновникам при строительстве КАД. Полицейские считают, что его откровения сравнимы по масштабу с показаниями дона Томмазо Бушета, после которых были осуждены 360 людей Cosa Nostra. В истории «Флоры» мелькают имена теневых решальщиков, покупки «Феррари» и угрозы физической ликвидации. На прошлой неделе ГСУ увидело во «Флоре» организованное преступное сообщество.
В конце прошлой недели старший следователь по особо важным делам Главного следственного управления петербургского главка Костенко постановил возбудить уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного части 1 статьи 210 УК РФ (организация преступного сообщества). Главными фигурантами в документе названы бывшие компаньоны: 48-летний Владимир Збышевский и 45-летний Александр Коростовцев. В многостраничном постановлении о возбуждении подробно излагается история скандально известной компании «Флора». В материалах описывается хищение бюджетных денежных средств, выделенных на строительство КАД и на реконструкцию набережной Обводного канала под Американскими мостами.
Предложение и рекомендация
Следствие предложило объединить три уголовных дела по мошенничеству и одно по ложному банкротству, возбужденные с апреля 2011-го по март 2012 года по «Флоре», в одну - 210-ю статью. Цементом, судя по всему, является недавнее откровение самого бывшего владельца «Флоры» - Коростовцева.
Как стало известно «Фонтанке», 23 июля этого года начальник полиции ГУ МВД Константин Власов дополнительно выделил оперативников Управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБ и ПК) для сопровождения этой масштабной разработки.
«Фонтанка» узнала, что при инструктаже руководство ГУ МВД настоятельно рекомендовало офицерам, кто ведет оперативно-розыскные мероприятия в рамках «Флоры», не вести каких-либо служебных разговоров по мобильной связи. Очевидно, некоторые предполагаемые высокопоставленные фигуранты начинают интересоваться ходом расследования через другие правоохранительные ведомства.
Путин как обыватель
Проехавшись в 2010 году по недавно открытым участкам нашей кольцевой, тогда ещё премьер-министр Владимир Путин удивился: асфальт только уложили, а уже колейность. Эту вечную историю обожают обсуждать публично, но никто не дает конкретных процессуальных показаний.
Впервые её решил положить на протоколы непосредственный участник событий – бывший владелец и гендиректор компании «Флора» Александр Коростовцев. Он специалист. Он лично фигурирует в нескольких уголовных делах об особо крупном мошенничестве как подозреваемый. Такому эксперту можно доверять. Теперь его искреннее участие в исследовании коррупции на дорогах может повлиять на свободу многих недосягаемых до сих пор чиновников.
«Флора»: начало
История компании началась в 2006 году, когда Александр Коростовцев выкупил её у прежних владельцев. У фирмы не было ничего. Как говорят в таких случаях, просто стол и авторучка.
Крупные строительные компании не видели в ней конкурента и позволяли на первых порах тренироваться у них на субподрядах. Для этого «Флора» нанимала своих субсубподрядчиков. Через год она в три хода обошла своих вчерашних тренеров.
В 2008 году «Флора» подписала госконтракты на строительство участков КАД почти на 15 миллиардов федеральных рублей. По данным официального сайта госзакупок, подобные годовые объёмы на кольцевой прежде осваивали такие, например, гиганты, как ВАД, «Возрождение» или «Мостоотряд-19».
Никому не известное ООО участвовало в трёх тендерах и во всех победило.
«Флора»: постановление
«С целью реализации преступного умысла Збышевским и Коростовцевым в 2006 году было приобретено ООО «Флора» для получения государственных заказов, с помощью коррупционных связей Збышевского, при условии выплаты 10% от стоимости контрактов на взятки структурам, связанным с государственным заказчиком (ФГУ ДСТО, Росавтодор, Министерство транспорта РФ)» – это строчки из постановления следователя.
«Флору» купили под дорожное строительство. Промежуточной целью ставили участие в строительстве КАД: федеральные деньги, миллиардные контракты. Программой-максимум было предолимпийское строительство в Сочи.
Терминология
По слухам, Збышевский на тот момент являлся связным между столичными структурами и строительными корпорациями, строящими КАД. Ныне следствие считает, что в его обязанности входил контроль именно за сбором «десятины» и дальнейшей технологией ее переправки в нужные руки. Понятия предполагали следующий алгоритм: обязательства по оплате 10% шли в ДСТО, Росавтодор и Министерство транспорта, которые в тени кабинетов и определяют участников игры. За хлопоты посредник, названный Коростовцевым Сергеем Ковалевым, получал свои полтора процента от всего объема, но они не входили в 10%.
О Ковалеве в постановлении сказано: «Не позднее июля 2008 г. Збышевский привлек к участию в преступном сообществе своего знакомого Ковалева, который с целью распоряжения денежными средствами и вывода денежных средств на выплату «откатов» и взяток создал ООО «Торговый Дом «Каскад», в котором генеральным директором являлся Ковалев, а его единственным учредителем Збышевский».
(«Все признаки воровского общака», - иронизируют в ГУ МВД.) За это солидные компании получали солидные подряды.
Судя по всему, старинное слово «крыша» раздражало сообщество неуместными на этом уровне бандитскими ассоциациями. Поэтому среди концессионеров и возник новый для России термин – «покровительство». Другое дело, что это существительное навевает абсолютно итальянские мотивы. Именно так Cosa Nostra именовала свое вмешательство в участие в строительстве автомагистралей, прорубленных в горах Сицилии.
Лучше, чем смотрящий
- Что бы ты делал, если бы был царем?
- Жил бы лучше, чем царь. Еще и шил бы на дому, – это диалог из анекдота.
Очевидно, Збышевскому понравилась эта мысль. Помимо работы «лицом» в созданной по его идее компании «Флора» он претендовал на половину от прибыли.
Инвестиций особых это не требовало. Условие для будущих побед одно - смотри вышеизложенное о 10 процентах и покровителях. Фантазии Збышевского, с точки зрения официально декларируемых законов, похоже, начали сбываться.
Трюк и падение
К 2008 году покровители решили, что «Флора» достаточно натренирована для участия в освоении федеральных денег. Приближались конкурсы на строительство участков КАД.
В пример и назидание Збышевский будто бы привёл крупную фирму. Серьезная компания перестала отчислять 10% и получила проблемы с кольцевой. Так или нет, но компания, ранее побеждавшая (например, фирма «Возрождение»), не выигрывала крупных тендеров на КАД с 2006 года. Крупные лоты доставались новому участнику рынка – «Флоре».
В марте 2008 года Дирекция по строительству транспортного обхода (ДСТО) объявила тендер на участок КАД от Ржевки до Шафировского проспекта. Цена вопроса – 3 359 202 764 рублей (максимум, заявленный в конкурсной документации). На торгах «Флора» сбросила 300 миллионов и выиграла.
В мае речь зашла о вдвое большем куше – около 8 миллиардов – контракт на строительство участка от улицы Пионерстроя до развязки с автодорогой "Нарва". «Флора» скинула 1,7 миллиарда. Чтобы добить конкурентов, она ещё и срок сдачи назвала на полгода раньше, чем предлагали условия конкурса.
В третьем тендере по возведению магистрали от «Петродворец - Кейкино» до Бронки, в июле, «Флора» снова опустилась на миллиард семьсот, снизив цену на треть по сравнению с заявленной.
– Такой трюк был многократно воспроизведён другими структурами, не «Флора» его изобрела, – объясняет адвокат Андрей Тындик, представлявший интересы ДСТО уже после того, как наступили последствия «трюка». – Торги идут на электронной площадке в режиме реального времени, у участников есть возможность состязаться.
Названные «Флорой» цены были ниже себестоимости работ. Настоящие строители не могли позволить себе такого безумия и сходили с дистанции. «Флоре», в отличие от них, надо было ещё тратиться на субподрядчиков, но она уверенно падала.
Впрочем, допускать или не допускать тех или иных подрядчиков к таким крупным и важным объектам, как петербургская кольцевая, в конечном счете, решает заказчик – непосредственный распорядитель бюджетными средствами. Перед такими конкурсами осуществляется отбор организаций, опыт работы которых, количество техники, персонала позволят справиться с будущими обязанностями.
Фауна
В ДСТО служат чиновники, которые в этом бизнесе не новички. Они не могли не понимать, что за такие деньги и в такие сроки построить можно, но не КАД. Правда, покровители требовали не строить, а платить. Позже чиновники станут виноватить несовершенный 94-й закон о госзакупках, который велит присуждать победу тому, кто предложил минимальную цену. В реалиях практика показывает, что есть масса способов отсечь нежелательного конкурсанта. «Флора» с этим ещё столкнётся. Пока же ей предстояло осваивать завоёванные 15 миллиардов.
Надо сказать, что удрать с полученными авансами никто не планировал. Наняли субподрядчиков, те вывели на КАД технику, и некоторое время всё выглядело пристойно. Правда, субподрядчикам «Флора» не платила.
«Феррари» и более
Наконец, «Флоре» посулили тендеры в олимпийском Сочи. Предполагалось, что победить там будет так же легко, как в Петербурге.
А пока полученные от ДСТО деньги «Флора» тратила не на платежи субподрядчикам. «После начала бюджетного финансирования ООО «Флора» часть денежных средств, выделенных на строительство КАД, в сумме не менее 250 000 000 рублей, перечислила на расчетные счета ООО «Люкс» с основанием платежа «за строительные работы» и «за материалы», а фактически денежные средства расходовались по указанию Збышевского и Коростовцева на приобретение автомобилей класса «премиум», а именно: «Бентли», «Феррари», «МакЛарен», «Роллс-Ройс», «Порше» и др., всего более 20 автомашин, а также на организацию элитного туризма, приобретение предметов роскоши», - это вывод следователя по особо важным делам.
Позже, когда фирма пошатнется, именно обманутые субподрядчики станут главными пострадавшими и вместе с ДСТО обанкротят «Флору». Но её владельцы, а уж тем более «покровители», похоже, успели вывести активы, чтобы кредиторам не осталось ни одного элитного самореза.
ВИП-сумки
Сочинский контракт, которого так ждали во «Флоре», разыгрывался в июне 2009 года. На кону стояло 26 миллиардов рублей. За 2 месяца до конкурса, как рассказывает Коростовцев, Збышевский сообщил ему, что необходимо ещё 286 миллионов рублей.
Денег на платежи у «Флоры» не было. Всё съели премиум-аппетиты. С огромным трудом сумму для «обеспечения» заявки на участие в конкурсе собрали и в трёх огромных спортивных сумках самолётом, через ВИП-зал перевезли в Москву.
Следователи слушали рассказы о сумках с нескрываемым любопытством. Особенно запомнились описания сцены, как паковали 25 миллионов евро и миллион долларов наличными.
Более чем покровитель
Конкурсные конверты в Сочи вскрыли 19 июня. Покровители не обманули: «Флора» победила. Был у неё конкурент, которого поначалу не приняли в расчёт: московское ОАО «Тоннельный отряд № 44» предложило цену на пару миллионов ниже. Но у него вдруг обнаружились серьёзные недочёты в документации - и его отстранили.
Но на каждого покровителя рано или поздно в России найдется более авторитетный покровитель. ЗАО с неубедительным названием «Тоннельный отряд № 44» оказалось «дочкой» компании «Трансстрой», которую связывают с Олегом Дерипаской.
По жалобе «Тоннельного отряда № 44» Краснодарское УФАС отменило итоги конкурса. «Флора» оспорила это решение в суде. В результате новый конкурс прошёл только в сентябре 2009-го. Но уже без «Флоры». Возникло законное основание просто не подпустить её к конкурсу. Дело в том, что участвовать в торгах не может компания, у которой за спиной суды. А как раз в это время в Петербурге чиновники вдруг заметили несоответствие между выплаченными за КАД деньгами и выполненными работами. И ДСТО подала иски о расторжении контрактов.
«Флора»: расторжение
Если к Сочи «Флору» не подпустили, то в Петербурге сроки отодвигали на полгода, на год. Выполнять работы становилось некому, субподрядчики все поняли и бежали со стройплощадок в суды. Наконец, два контракта с «Флорой» ДСТО расторгла через суды, третий – мирно.
Но одновременно с расторжением договоров по КАД комитет по развитию транспортной инфраструктуры правительства Санкт-Петербурга заключил с «Флорой» контракт на работы на набережной Обводного канала под Американскими мостами. Что-то вроде утешительного приза. Обводный на этом месте перекрыт по сей день. «Флора» после скандала сменила вывеску на «Еврострой», но суть не поменялась.
От Обводного остался один текст следователя: «Преступное сообщество в период производства строительных работ на КАД и Обводном канале похитило, используя ООО «Флора», а также и иных подрядчиков, обманным путем денежные средства в сумме не менее 1 миллиарда рублей. Денежные средства обращены в недвижимость за границей (Нью-Йорк), яхты, автомашины и размещены на счетах Латвии и США».
Общий ущерб, нанесённый «Флорой» бюджету, оценивается в 2,6 миллиарда рублей. С субподрядчиками «Флора» не расплатилась. Следы «Феррари» конкурсный управляющий Лебедь найти не может. Как ранее он сообщал «Фонтанке», сейчас фирма из имущества имеет только офисную мебель, приблизительная стоимость всех активов не превышает 100 тысяч рублей.
«Флора»: гангстеры
С этого места начинается история дележа руин, оставшихся от «Флоры». «Фонтанке» стало известно, что весной прошлого года в ресторане «Шатуш» (можно перевести как "высшее общество"), что на набережной реки Мойки, делали вид, что кушают, несколько человек. Говорят, за столом присутствовали Коростовцев, Збышевский, еще один партнер по бизнесу, Татьяна Бочкарева (проходит по уголовным делам), и известный в столичных кругах бывший сотрудник Генеральной прокуратуры РФ Махмудов. Он знаменит тем, что в хлопотные для клиента времена отвечает за решение вопросов с силовым блоком.
Коростовцеву было объявлено, что более он никто – всеми активами распоряжается Збышевский. После чего Коростовцева по-товарищески предупредили о том, что в случае финансовых претензий или доверительных бесед с полицейскими его жизнь может оборваться.
Для наглядности через некоторое время это мнение подтвердил своим появлением персона «Бандитского Петербурга» по прозвищу Коля-Длинный, по фамилии Алексеев, известный всем в прошлом лидер так называемого «пермского» преступного сообщества.
Коростовцев воспринял намек адекватно и начал скрываться в Москве.
В июле этого года на Суворовском проспекте в полицейском главке был замечен еще один бренд прошлого – Сергей Тарасов. Из неформальных кругов «Фонтанке» стало известно, что его вызвали для профилактической беседы как раз по теме «Флоры». Последний известен своим счастливым освобождением из мест лишения свободы в 2004 году. В 2000 году ему присудили 17 лет за убийство Виктора Смирнова – помощника депутата Госдумы Монастырского, но врачи признали Тарасова смертельно больным и отправили доживать в Санкт-Петербург. Сегодня он имеет стильный офис возле Кантемировского моста, держит себя в отличной спортивной форме, уделяет внимание маникюру и заодно пытается вникнуть во все хитросплетения «Флоры».
Очевидно, после появления тени «пермских» Коростовцев был вынужден пригласить Тарасова как контраргумент. Тем более что в прошлой жизни – в девяностых годах - они сотрудничали на капиталистической ниве. Когда эти персоны начали виться вокруг «Флоры», среди коммерсантов, так или иначе входивших в орбиту «Флоры», появился афоризм: «Вот только пальбы нам тут не хватало».
По мнению полицейских, при всех гангстерских навыках и Алексеев, и Тарасов - святые по сравнению с воровством космического масштаба на КАД.
13,9 млрд на условиях анонимности
Если господин Коростовцев говорит следствию правду, и каждый подрядчик, что строил петербургскую КАД, заплатил 10% взяточникам, то не надо иметь опыт работы в Росфинмониторинге, чтобы подсчитать: по официальным данным, окончательная стоимость транспортного обхода - 139 миллиардов рублей. 10% от этой суммы - 13,9 миллиарда. Это минимум, который получили чиновники за пятилетку.
Есть еще и «воздух». То есть невыполненные работы, за которые получены деньги. Но это уже наша провинциальная история этажом ниже, которая только набирает обороты.
Также руководители, контролирующие ход расследования, абсолютно убеждены, что до самого верха им дойти не дадут, но «что касается местной смольнинской власти, Дирекции, Росавтодора и некоторых лиц в Министерстве транспорта, это реально».
«Флора»: метафора
Возвращаясь к красивой метафоре о Томмазо Бушето, можно вспомнить, что судья, прокурор и карабинеры, кто на основании его сенсационных показаний привлёк к суду сотни членов Cosa Nostra, были через несколько лет уничтожены мафией. Как смеются сами наши собеседники, «мы не в Сицилии, у нас принято просто отстранять в режиме повышения в должности».
Возвращаясь к эпиграфу о Владимире Путине как обывателе, можно только при помощи интернета увидеть число ДТП на КАД. Часть жизней петербуржцев уносит эта самая колейность.
Поделиться