Главное следственное управление Следственного комитета России предъявило блогеру Алексею Навальному обвинение в растрате чужого имущества в особо крупном размере. Это может грозить оппозиционеру лишением свободы на срок до 10 лет, а России - еще одним громким в мировом масштабе судебным процессом. Правда, заявленный самим Навальным и Ольгой Михайловой, одним из его адвокатов, сценарий реализовался не полностью. Навального не арестовали, а всего лишь взяли с него подписку о невыезде.
31 июля Навальному пришлось второй раз «подходить к штанге», чтобы получить предъявление обвинений. Поход в Следственный комитет, состоявшийся 30 июля, оказался «странным и безрезультатным». В ведомстве оппозиционер пробыл не более получаса, написав потом в Твиттере: «В СК сказали: принято решение сегодня (30 июля. - Прим. ред.) обвинение не предъявлять. Приходите для этого же завтра в 11».
Вадим Кобзев, адвокат Навального, предположил, что никаких действий в отношении подзащитного следователь не предпринял в понедельник потому, что «ждал отмашки сверху, а она не последовала». В силу этого, как заметил Кобзев, блогеру неожиданно предложили «дать образцы голоса для сравнительного исследования», что было сделано, вероятно, для того, чтобы визит не выглядел совсем уж бесполезным. Навальный от эксперимента отказался.
Поход 31 июля в дом 2 по Техническому переулку продлился не более полутора часов. Перед тем, как зайти в здание в 11.00, Навальный дал краткое интервью журналистам, сказав, что «учитывая вчерашний визит, не знает, что может произойти сейчас». В любом случае, оппозиционер выразил надежду, что его не арестуют.
Только блогер вместе с адвокатом Вадимом Кобзевым скрылся в Следственном комитете, как Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», написал в Твиттере, что «Навального впустили в СКР, а к ведомству подъехал автозак». Однако чуть позже выяснилось, что автозак припарковался не у Следственного комитета, а неподалеку, да и то вскоре уехал — без блогера.
Журналистка Gazeta.Ru Екатерина Винокурова в своем микроблоге обратила внимание на то, что не успел Навальный зайти в Следственный комитет, как «от здания ск отьехала мигалка и удалилась в сторону леса» (орфография и грамматика автора сохранена. - Прим. ред.). Однако @usachev в Твиттере засомневался в этом, написав, что «Навальный растратил весь лес и теперь Бастрыкину некуда возить людей на допросы».
Винокурова и @usachev имели в виду скандал с участием Бастрыкина и журналиста «Новой газеты» Сергея Соколова, которого якобы в начале июня этого года глава Следственного комитета России отвез в лесной массив, где угрожал корреспонденту из-за критического материала. По этому факту, кстати, Навальный обратился с заявлением к главе Следственного комитета России Александру Бастрыкину. В документе оппозиционер просил руководителя ведомства привлечь себя же к уголовной ответственности.
Пока в Твиттере весело шутили, следователь Руслан Миниахметов предъявил оппозиционеру Навальному постановление об обвинении его в организации растраты чужого имущества в особо крупном размере. После этого, как сказал Вадим Кобзев, адвокат блогера, начался допрос, о деталях которого защитник не стал распространяться. Кобзев лишь заметил, что Навальный объявил следователю - своей вины в деле «Кировлеса» не признает. Следователь попросил подписать подписку о невыезде. На этом визит около половины первого дня закончился.
Практически сразу после того, как в Твиттере (в частности в микроблоге Анны Ведуты, пресс-секретаря Фонда борьбы с коррупцией, который возглавляет оппозиционер) появились первые сообщения о том, что Навальному предъявлены обвинения в растрате, на сайте Следственного комитета России разместили комментарий, озвученный Владимиром Маркиным, официальным представителем ведомства.
Маркин объяснил, что блогера обвиняют в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 33, частью 4 статьи 160 УК России (организация растраты чужого имущества в особо крупном размере). По версии следствия, Навальный, являясь советником губернатора Кировской области на общественных началах, организовал хищение имущества Кировского областного ГУП «Кировлес». Оппозиционер вступил в сговор с директором ООО «Вятская Лесная компания» Петром Офицеровым и генеральным директором «Кировлеса» Вячеславом Опалевым.
По словам Маркина, с мая по сентябрь 2009 года было похищено более 10 тысяч кубометров леса, принадлежащего областному ГУПу. Из-за этого бюджет Кировской области недосчитался более 16 миллионов рублей. Первоначально уголовное дело в отношении Навального и Петра Офицерова возбуждалось по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 165 УК России (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием).
После передачи уголовного дела для дальнейшего расследования, как пояснил Маркин, следователи получили заключения экономических экспертиз и материалы оперативно-розыскной деятельности, подтверждающие причастность Навального к совершению преступления, предусмотренного частью 3 статьи 33, частью 4 статьи 160 УК России (организация растраты чужого имущества в особо крупном размере). В ближайшее время, как уточнили в Следственном комитете, планируется предъявление обвинений по этому уголовному делу Петру Офицерову и Вячеславу Опалеву.
Адвокат Кобзев, комментируя визит в Следственный комитет, сказал, что предъявленные обвинения стали сюрпризом. В силу того, что предполагалось, что оппозиционеру предъявят обвинение по части 3 статьи 165 УК России (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием), которая предполагала максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет.
Во всяком случае, как сказал Кобзев, именно по этой статье Следственный комитет вновь возбудил в мае этого года дело в отношении оппозиционера, которое месяцем ранее было прекращено в связи с отсутствием состава преступления.
«Теперь у нас точно есть все основания предполагать, что прекращенное в апреле дело было прекращено на законных основаниях и что Алексей невиновен, - заметил адвокат. – То, в чем его хотят обвинить сейчас, - совсем другое преступление». Защитник расценил сложившуюся ситуацию как политический заказ на его подзащитного.
Сам Навальный уже опубликовал пост в «Живом журнале», где дает математическую выкладку абсурдности того, что его обвиняют в хищении 16 миллионов рублей. По словам Навального, ООО «Вятская Лесная компания», в связях с которой его обвиняют, перечислила ГУП «Кировлес» 14 миллионов рублей за покупку леса.
Напомним, что уголовное дело в отношении бывшего советника губернатора Кировской области было вновь открыто в начале июля этого года. Это произошло после «разноса», который устроил в Петербурге на коллегии по итогам первого полугодия 2012 года глава Следственного комитета Александр Бастрыкин управлению ведомства по Кировской области. Бастрыкин потребовал от подчиненных объяснений по поводу закрытия в апреле 2012 года уголовного дела в отношении Навального.
«Вся страна сегодня говорит: «Переговоры опубликованы, кроме мычания, мы ничего не слышим». У вас было уголовное дело против этого человека, и втихаря вы его прекратили», - сказал Бастрыкин. Правда, причину, по которой дело закрыли, следователи из Кировской области так и не озвучили.
«Историческая» коллегия произошла через несколько дней после скандала со взломом почты Навального, которую совершил 2 июля этого года хакер Hell (Сергей Максимов). Взломщик выложил в общий доступ переписку блогера с губернатором Кировской области Никитой Белых. По мнению хакера, она показывает факты коррупции в области, в которой принимал участие и оппозиционер. Навальный в тот же день подтвердил факт «различных финансово-деловых взаимоотношений» с Никитой Белых. "Все они совершенно легальны и по большей части многократно описаны в СМИ", - уточнил оппозиционер.
Опрошенные «Фонтанкой» политологи главным образом разглядели в истории с Навальным и «Кировлесом» политический след. Они отвергают предположения, что в Техническом переулке кого-то волнует борьба с коррупцией. Впрочем, они сомневаются и в том, что активность Следственного комитета может быть вызвана местью Александра Бастрыкина за «чешскую квартиру и фирму».
Эксперты имеют в виду обвинения Навального, которые тот высказал в адрес Бастрыкина, будто глава Следственного комитета занимает должность с доступом к государственной тайне, имея при этом жительство в Чехии, стране - члене НАТО.
По словам Станислава Белковского, политолога и президента института национальных стратегий, нынешняя власть подошла к такому уровню развития, что начала принимать решения, противоречащие ее интересам. «Власть помогла сегодня Навальному приобрести ореол страдающего оппозиционера, - сказал он. - Сделала из него героя. Понятно, что решение принимал не Следственный комитет и не его глава, а в Кремле».
Белковский заметил, что доказать вину оппозиционера в ситуации с хищением леса сложно. В силу того, что, находясь на посту советника губернатора на общественных началах, Навальный не мог серьезным образом влиять на происходящие в области процессы. «Если говорить о том, что это может быть месть Бастрыкина за «чешское дело», то слишком слабые основания, - продолжил политолог. - Никакого «Навальный гейт» здесь быть не может, потому что квартира в 68 квадратных метров для этого слишком слабый повод».
Александр Конфисахор, доцент кафедры политической психологии СПбГУ, согласен с коллегой, утверждая, что история с Навальным – это «исключительно запугивание оппозиции». «Власть показывает, что не боится и будет дальше усиливать реакцию, - сказал он. – Учитывая, сколько сделано за то непродолжительное время, что Путин в Кремле, можно делать сделать вывод, что ничего хорошего ждать не стоит».
Тем временем сам оппозиционер обжаловал в Басманном суде Москвы решение о возобновлении дела «Кировлеса». По словам Видима Кобзева, подана жалоба на решение следователя об отмене постановления от 12 апреля 2012 года о прекращении уголовного дела в отношении Навального. Дата рассмотрения этого обращения назначена на 2 августа.
Защитники блогера не сомневаются, что расследование дела «Кировлеса» будет доведено до конца и передано в суд. Сам процесс, как сказал Вадим Кобзев, состоится в Кировской области. Никаких сомнений у юриста в том, что Навальный получит реальный срок, нет. «Если суд сочтет его виновным, то ему дадут 6 - 8 лет реального срока, - уточнил Кобзев. – Потому что по этой статье я не слышал, чтобы кто-то получал условное наказание».
Денис Аксенов, "Фонтанка.ру"