В Дзержинском районном суде началось слушание по существу уголовного дела в отношении Ильи Хлусова, бывшего помощника экс-депутата Законодательного собрания Петербурга Ольги Литвиненко, дочери ректора Горного университета. Хлусов – первый из 5 подвергшихся уголовному преследованию помощников депутата Литвиненко, чьё уголовное дело дошло до суда. Он полностью признал вину, и дело слушается в особом порядке. Но, вопреки ожиданиям быстрого завершения процесса, суд назначил помощнику депутата комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.
Наказуемые праздники
По версии следствия, помощник депутата Законодательного собрания Петербурга Илья Хлусов принимал участие в крупном мошенничестве, результатом которого стал нанесенный бюджету ущерб более чем на 3,6 миллиона рублей.
Схема мошенничества следствию видится такой.
В конце 2010 года Илья Хлусов вместе с двумя подельниками якобы организовали участие в государственных контрактах двух ООО: «Гарант Северо-Запад» и «Интернациональный центр творчества». Следствие полагает, что обе компании были зарегистрированы в один день, а их руководителями были номинальные лица. В постановлении о привлечении Ильи Хлусова в качестве обвиняемого эти компании названы «подставными».
Стараниями Хлусова и его подельников, полагает следствие, эти компании сумели стать участниками государственных контрактов, заказчиком в которых выступала администрация Петроградского района Петербурга. Суть контрактов сводилась к проведению различных культурно-массовых мероприятий (как правило, праздников) районного масштаба. А суть преступления якобы сводилась к тому, что свои обязательства по данным контрактам «подставные» компании исполнили не полностью, а деньги получили полностью – благодаря тому, что акты сдачи-приемки выполненных работ были подписаны представителями районной администрации стараниями одного из участников этого преступления.
Илья Хлусов полностью признал свою вину, раскаялся и сотрудничал со следствием – в результате судья Дзержинского районного суда Петербурга Анжелика Морозова слушает дело в особом порядке, то есть без допроса свидетелей. В таких ситуациях обвинительный приговор, как правило, предсказуем, хотя даже в таком «упрощенном» виде данный процесс преподнёс некоторые неожиданности.
Представители подсудимого ожидали, что сегодня же процесс закончится обвинительным приговором, после которого Илья Хлусов выйдет из зала суда на свободу с наказанием, срок которого соответствовал бы времени, уже проведенному им в следственном изоляторе. Однако, узнав о нескольких черепно-мозговых травмах подсудимого, судья Морозова отправила его на стационарную психолого-психиатрическую экспертизу, против чего сам Хлусов категорически возражал. Но действия судьи понятны: она не хочет, чтобы в дальнейшем у какой-нибудь из сторон появились формальные основания для отмены приговора.
Преподнесла сюрприз и Кристина Тюльпанова, представляющая интересы потерпевшего – администрации Петроградского района Петербурга. Она заявила, что договор с ней был заключён всего два дня назад, в связи с чем она вообще не знакома с материалами дела.
Раскаявшемуся Илье Хлусову не удалось в этот день выйти на свободу, но дальнейшее развитие данного уголовного дела, судя по всему, будет касаться не только его. В этом уголовном деле есть 2 подельника Хлусова, которые в рамках процесса в Дзержинском суде названы «неустановленными лицами».
Из постановления о привлечении господина Хлусова в качестве обвиняемого видно, что следствие полагает, будто подельниками Хлусова являются еще один бывший помощник депутата Ольги Литвиненко некто Руслан Прасолов и заместитель главы администрации Петроградского района Наталья Соломахина.
Их сегодняшний статус совершенно разный: Прасолов объявлен в розыск и проживает, судя по всему, за пределами нашей необъятной Родины, а Соломахина каждое утро ходит на работу в качестве заместителя главы районной администрации. По словам ее адвоката Анны Марковой, госпожа Соломахина категорически отрицает свою вину.
Опасная должность помощника
Это уголовное дело принципиальным образом отличается от прочих многочисленных дел, в которых изобличаются казнокрады районного масштаба. Отличие в том, что у ряда заинтересованных лиц имеется устойчивое мнение, будто данное дело имеет дополнительную интригу – якобы оно связано с конфликтом между бывшим депутатом петербургского Законодательного собрания Ольгой Литвиненко и её отцом, ректором Национального минерально-сырьевого университета «Горный» Владимиром Литвиненко. Последний известен широкой общественности прежде всего как глава предвыборного штаба российского президента Владимира Путина.
Описывать этот конфликт вряд ли стоит – во-первых, он уже многократно описан, во-вторых, всегда неприятно копаться в чужом белье. Но, видимо, имеет смысл кратко рассказать о некоторых событиях, которые на протяжении последних 2 - 3 лет стали происходить с помощниками депутата Ольги Литвиненко, пока она еще не лишилась своего статуса с перевыборами парламента в декабре, и продолжают происходить теперь.
Герой нашего судебного репортажа Илья Хлусов в мае 2010 года стал жертвой странного нападения – некто без видимых причин ударил его бутылкой по голове. Уголовное дело по данному факту возбуждено не было.
В сентябре 2011 года между Ильей Хлусовым и сотрудником 1-го отдела ОРЧ-1 ГУ МВД РФ по СЗФО Кругловым произошел неприятный разговор. В результате Хлусов и Круглов пожаловались в полицию, что избили друг друга. Полицейскому Круглову поверили, и по его заявлению было возбуждено уголовное дело. Помощнику депутата Хлусову не поверили – в возбуждении уголовного дела по его заявлению было отказано. Впрочем, возбужденное по заявлению Круглова уголовное дело было прекращено в связи с примирением сторон.
Неприятный разговор, повлекший обращение Хлусова в полицию, происходил у дверей реанимационного отделения больницы Святого Георгия, из которого после процедур выходил Хлусов. Присутствовавшая при инциденте Мария Рябкова, супруга Хлусова, сегодня ходит в суд качестве обвиняемой – там слушается уголовное дело об избиении уже другого полицейского - Хачатурова, якобы происшедшем у дверей той самой реанимации в момент разговора между Кругловом и Хлусовым.
Мария Рябкова заявила «Фонтанке», что все эти события связывает с тем, что она с мужем поддерживала Ольгу Литвиненко в ее конфликте с отцом.
В декабре 2010 года жертвой неустановленных следствием преступников стал ещё один человек из ближайшего окружения Ольги Литвиненко – юрист Станислав Дмитренко. Его подкараулили у подъезда и сильно ударили по голове. По словам Дмитренко, у него до сих пор в лицевую часть черепа имплантированы титановые пластины. По данному факту в Следственном управлении при УВД по Кировскому району Петербурга было возбуждено уголовное дело, которое предсказуемо ни к чему не привело.
Станислав Дмитренко заявил «Фонтанке», что незадолго до нападения ему звонил неизвестный и требовал прекратить любые контакты с Ольгой Литвиненко.
Более того, в апреле 2011 года и в марте 2012-го в квартире юриста Дмитренко были проведены обыски. Первый обыск производился в рамках уголовного дела, возбужденного по факту незаконных финансовых операций. Второй обыск производился в рамках уголовного дела об убийстве предпринимателя Александра Лившица в июле 2005 года.
Станислав Дмитренко утверждает, что никакого отношения ни к одному из указанных преступлений не имел, а обыски являются способами психологического давления на него. В чем суть этого давления, господин Дмитренко легально предполагать не стал, опасаясь обвинений в клевете.
А недавно была арестована ещё одна помощница Ольги Литвиненко – адвокат, бывшая федеральная судья Татьяна Зайферт. Ей инкриминируют участие в организации рейдерского захвата помещения на Лиговском проспекте. Это уголовное дело находится в стадии предварительного следствия, но, к сожалению, представляющий интересы Зайферт адвокат Сергей Кузьмин предложение «Фонтанки» о комментариях проигнорировал.
Можно резюмировать: 5 человек из ближайшего окружения депутата Ольги Литвиненко оказались преследуемыми правоохранительными органами. И скоро первое из этих преследований пройдет проверку в суде, после чего станет ясно, совершал ли помощник депутата Илья Хлусов преступление, в котором его обвинило следствие.
Но, похоже, в любом случае перед нами лишь начало запутанной и странной резонансной интриги.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»