Чем Финляндия лучше России для высокотехнологичных производств, почему авиакомпания Ryanair работает в Лаппеенранте, как вести переговоры с финнами - об этом и многом другом специально для читателей "Фонтанки.fi" рассказал Игорь Куприенко, глава представительства г. Лаппеенранта в Санкт-Петербурге.
- Много ли в Лаппеенранте российских бизнесменов?
- В 2011 году мы зарегистрировали 19 компаний с российским капиталом. В основном то, что по финским меркам считается малым бизнесом. (В Финляндии микрокомпанией считается предприятие, на котором работают до 3 человек. Малый бизнес - до 10 человек, если в компании более 10 человек — то это уже средний бизнес.) После кризиса 2008 года в России оказалось достаточно много желающих открыть бизнес в Финляндии. Редко, но бывают случаи, когда бизнес создается для того, чтобы получить вид на жительство. Но в нашей практике такие истории единичны.
- Наличие бизнеса дает льготы при получении гражданства?
- Вы сами себя приглашаете на работу. Так что в каком-то смысле - да. И все-таки это не главное, что заставляет россиян делать бизнес в Суоми. Большинство наших клиентов — это "умные" фирмы, продающие технологии и стремящиеся выйти на европейский рынок. Есть и «неинновационные» производства. К примеру, простая, казалось бы, бизнес-идея, до которой больше никто не додумался: россияне открыли в Лаппеенранте ателье по пошиву одежды: ткани из Италии они получают без таможенной очистки, делают замеры в России, шьют и продают в Суоми, покупатель, возвращаясь в Россию, получает такс-фри. В итоге стоимость пошитого костюма в два-три раза дешевле, чем в России.
Но в целом, повторяю, среди наших партнеров, открывших бизнес в Финляндии, много высокотехнологичных предприятий. Потому что есть ощущение, что инновации в России не востребованы.
- Почему в России мало интереса к инновациям?
- Вот у нас есть предприниматель, который разработал технологию, позволяющую дешево менять под землей старые трубы на новые, используя роботов. В России это оказалось не нужно - делать дешево. Надо делать дорого. Почему — я не берусь судить... Опять-таки часто слышу разговоры о том, что, к примеру, в Ленобласти кто-то предлагает технологии, которые сократят рабочие места. И слышит в ответ: «Вот вы сколько угодно там инноваций делайте, но чтобы ни одного рабочего места не было сокращено». В итоге «умные» компании обращают свои взоры на европейский рынок, в частности в Финляндию.
- Каковы самые интересные проекты, реализованные в Лаппеенранте?
- Я бы выделил Центр речевых технологий и их СП Vitim Oy. Когда они только объявили о том, что собираются работать в Финляндии, на рынке начались слухи о том, что Центр уходит из Петербурга. Нет, не уходит. Но представительство в ЕС для них тоже важно. Знаете почему? Потому что в Европе не всегда понимают, что такое высокотехнологичный продукт, сделанный в России. Вот если я приду с двумя канистрами бензина, а еще лучше — нефти, — то тут все ясно: русский пришел, нефть продает. А если я говорю, что у меня инновационный продукт, который отсутствует на европейском рынке, — то все удивятся. Или вот еще пример: есть в Томске компания с интересным продуктом. Если они напишут: «Гарантийный ремонт в Сибири», то, я думаю, финны его не купят, для них "Сибирь" созвучна с нашим "Колыма".
В Лаппеенранте заработал завод компании «Цитомед». Это успех, когда российская компания выходит с производством, а не только с продажами. Кстати, это важно - возможность продавать продукцию с маркой «Сделано в ЕС».
Еще один пример — сборочные производства. В России разработали научный прибор, допустим медицинский анализатор: куча компонентов и программное обеспечение. Сам прибор разрабатывается в России, компоненты делаются в Китае — это мировая практика. Где его собирать? Если в России, то нужно платить таможенные платежи за ввоз компонентов. Если в Лаппеенранте, то российская таможня в доставке компонентов не участвует, продукт получает бирку «Сделано в ЕС», сертификация европейских продуктов в России проста, и в нашей стране есть таможенные льготы для инновационных продуктов. Такая схема, которая может быть интересной российским предприятиям.
- Насколько заполнен — в плане создания бизнеса — рынок торговли в Лаппеенранте?
- Он практически безграничен. С моей точки зрения, в Лаппеенранте не хватает бутиков, в которых можно купить брендовые вещи по нормальным европейским ценам. У нашего клиента были планы сделать такой бутик, но выяснилось, что для того, чтобы открыть крупный магазин, нужно разрешение получить на уровне министра и занимает это почти два года.
- Почему такое долгое согласование?
- За счет площади: большой магазин считается угрозой малому бизнесу. Это, кстати, мировая практика. К примеру, торговые комплексы WallMarket нельзя открывать в городах с населением меньше 25 - 30 тыс. человек.
- Какие еще ограничения есть у финских контрольных органов?
- Нужно смотреть в каждом конкретном случае. К примеру, мы столкнулись с тем, что запрещено под одной крышей производство лекарственных препаратов и пищевых продуктов.
Очень жесткие экологические ограничения. Правда, в Финляндии проще в плане оформления разрешительных документов. Я знаю человека, которому нужно было разрешение эколога на строительство домика. Он направил экологу письмо по электронной почте, тот ответил «ок». Получатель это «ок» распечатал и предъявлял.
- А какие есть бонусы в Финляндии для тех, кто открывает свой бизнес?
- К примеру, много льгот по персоналу. Если вы нанимаете человека с биржи труда, то вам оплачивается часть пособия сотрудника, которого вы трудоустроили. Есть компенсации на зарплату первого наемного работника: до 40% его зарплаты в первый год, до 20% - во второй год. Работают различные фонды - TEKES и другие. Есть некая средняя цифра — около 15 тыс. евро субсидий, которую вполне реально может получить практически каждая стартовавшая компания за первый год работы. А вот «умные» компании уже могут получать гранты из всех европейских фондов, и тут список возможностей очень большой. К примеру, седьмая рамочная программа ЕС: миллиарды евро в год выделяются на поддержку научно-исследовательских работ. Есть фонды поддержки промышленности, поддержки предпринимательства, которыми наши компании, открыв представительства в ЕС, могут пользоваться.
- Какая доля налогов в Финляндии остается на муниципальном уровне?
- В основном это налоги на доходы физических лиц. В Лаппеенранте ежегодно каждый работник приносит в муниципальный бюджет более 12 тыс. евро. Если в Лаппеенранте открылась компания, где работают 10 человек, то она приносит в казну более 120 тыс. евро в год. Именно поэтому муниципалитет готов на многое и очень многое для того, чтобы создать как можно больше рабочих мест. Это... логично: ты живешь в этом месте, ты привлек в него бизнес, и твой муниципалитет стал богаче.
- Какие бизнес-ниши не заняты в Лаппеенранте?
- В первую очередь все, что связано с туризмом. Нет русского ресторана. Нет пятизвездочной гостиницы — когда мы проводили один из форумов и к нам приезжали гости из Москвы, один из вопросов, который нам задавался, был о количестве пятизвездочных гостиниц.
- Много ли финских компаний приходят работать в Петербург?
- У нас почти нет финских клиентов, желающих выйти на российский рынок. Кризис 2008 года привел к тому, что финны стали очень осторожны. Я знаю, что одна компания из Лаппеенранты открыла представительство в Петербурге, но они не пользовались нашей помощью. Тут, правда, есть еще один момент: многие финны ездят в Петербург и хорошо знают обстановку: если ты работаешь в России, то сложно рассчитывать на поддержку.
В Финляндии, кстати, все немного более сложно в плане создания компании. Основная сложность в том, что требуется как минимум один участник — либо учредитель, либо член совета директоров, который является гражданином ЕС.
- Помогаете ли вы найти таких сотрудников?
- Конечно, как правило, это либо юрист, либо аудитор. Но часто бывает так, что изначально речь идет о работе «для галочки» - раз гражданин ЕС нужен по финскому закону, то пусть он будет, но все заканчивается тем, что учредитель говорит: «А может ли он делать еще то-то и то-то?» - и человек начинает по-настоящему работать в компании. Мы сейчас ведем переговоры с компаниями в Лаппеенранте, которые были бы заинтересованы в том, чтобы быть соучредителями в российских предприятиях (если компания становится соучредителем, то ее президент становится участником совета директоров).
- О чем нужно знать, начиная работать в Финляндии?
- Во-первых, прибыли. В Финляндии окупаемость проекта за 20 лет — это нормально. В России — дико, у нас привыкли к окупаемости за 2 - 3 года.
Еще с финнами сложно вести переговоры — я до сих пор не могу к этому привыкнуть. Дело в том, что в финском менталитете переговоры — это обмен информацией, в российском — они нужны для того, чтобы принять решение. В России вы в конце встречи говорите: что решили? В Финляндии говорите "да-да" и расходитесь. Спрашивается, зачем встречались? «Ну как же, мы поговорили, мы лучше знаем друг друга». Или вот пример: финны приезжают сюда и говорят: «Нам нужно десять встреч и встреча в Смольном». Я спрашиваю, в чем смысл встречи в Смольном. «Поговорить, как мы будем дальше сотрудничать». - «Так, может, выслать сначала предложение, чтобы, когда мы встретимся с чиновником, он мог смотреть в этот документ и говорить, что это нет, это нет, а по этому мы создаем рабочую группу и двигаемся». Для финнов это неочевидно. Для них нормально встретиться с чиновником и сказать: «Мы планируем провести следующий инновационный форум». - «Хорошо, проводите». - «Вы хорошо относитесь к этой идее?» - «Да». Все. Встреча состоялась. Потом чиновник меня спрашивает: «Чего они приезжали?» - «Форум, - говорю, - хотят провести». - «Понятно, а от меня чего хотят?» А финны теперь знают, что есть такой чиновник, которому интересен этот форум...
Или вот я могу спросить, как насчет той идеи, которую мы обсуждали год назад, и получить ответ: "Работаем". Для русских это неимоверно! У нас надо принять решение через пять дней, у нас за год страна может поменяться до неузнаваемости.
Поэтому, кстати, финны покупают металл в Китае, а не у нас: договорились, что в течение ближайших 10 лет первого апреля будут поставки. И действительно, в течение 10 лет первого апреля вагон с металлом будет стоять у ворот завода. Не 30 апреля, не 30 марта... А в России за 10 лет у завода может пять раз поменяться собственник.
- Это правда, что у границы работает много российских логистических компаний? Как они себя чувствуют сейчас, когда объем транзита сокращается?
- Плохо чувствуют. Транзит уходит в Усть-Лугу и в другие российские порты. Получается, что одни российские компании отнимают хлеб у других российских компаний. Но тут ничего не поделаешь. Также много русских компаний пострадало, когда Россия повысила пошлины на лес, — многие русские перевозили древесину в Суоми. В итоге финны перевели производства в Южную Америку. Потеряли рабочие места и мы, и они.
- Почему Ryanair отказался от рейса Лаппеенранта - Брюссель?
- Тут есть особенность компаний-лоукостеров: муниципалитет вкладывает большие деньги в их привлечение и потом в продвижение. Чтобы Ryanair начал летать из Лаппеенранты, компания Finnavia (управляет инфраструктурой аэропортов Суоми. - Прим. "Фонтанка.fi".) сделала колоссальную скидку за обслуживание взлетно-посадочной полосы. Поэтому, возможно, в России так сложно привлечение лоукостеров — необходимы скидки со стороны аэропорта.
Для аэропорта Лаппеенранты, как нам кажется, нужны рейсы в Лондон, Париж, Испанию — эти направления будут кассовыми
Конкретно по рейсу в Бельгию сыграл роль и еще один фактор: расстояние между Брюсселем и Дюссельдорфом (туда тоже летают самолеты из Лаппеенранты) небольшое.
- Актуальна ли идея авиасообщения между Кронштадтом и Лаппеенрантой?
- Я спрашивал в Лаппеенранте, там не знают об этом проекте. Теоретически это возможно, но не совсем понятен коммерческий смысл. Кроме того, такие решения принимаются на уровне межправительственных комиссий.
- Каковы функции представительства Лаппеенранты в Петербурге?
- У нас несколько задач: во-первых, увеличить количество туристов — в финской экономике сложные времена, российские туристы — это хороший заработок. Сейчас в Финляндии развивается гольф, там обучение и участие в этой игре дешевле. Со стороны финнов большой интерес вызывает яхтенный туризм в России. Как со стороны финнов, так и россиян, которые покупают яхты и катера в Финляндии — там и катер, и хранение его намного дешевле, но раньше под иностранным флагом нельзя было прийти в Россию, теперь можно.
Вторая задача: увеличить число бизнес-представительств в Лаппеенранте. Мы делаем Инновационный форум.
Также мы организуем культурные мероприятия, в Петербурге выступал симфонический оркестр Лаппеенранты, неизгладимое впечатление - симфонический оркестр с тамтамами. Был конкурс рисунка для детей до 1,5 года. Сейчас пытаемся организовать выставку петербургского художника в Лаппеенранте. Мы хотели договориться о выставке с художественным музеем, выяснилось, что у них мероприятия распланированы до 2016 года...
- В Финляндии есть интерес к российской культуре?
- Ну... я знаю финнов, которые садятся в машину, проезжают сотни километров до Петербурга, чтобы сходить в Мариинку. Потом садятся в машину и едут обратно в Финляндию.