Идея Владимира Путина возглавить клин белых журавлей вовсе не научная фантастика. На Западе сопровождение перелетных птиц к местам зимовки применяется довольно часто. Правда, для этого и поводырь, и ведомые должны пройти специальный курс подготовки. Проще говоря, птицы должны признать президента России своим папой. Какие еще нужны условия для того, чтобы журавли полетели вслед за главой государства, выяснял корреспондент "Фонтанки".
Идея президента России возглавить журавлей-стерхов вовсе не научная фантастика. На Западе сопровождение перелетных птиц к местам зимовки применяется довольно часто — в США с помощью таких методов сохраняют до 90% выращенных в неволе и выпущенных на свободу птенцов. Правда, для этого и поводырь, и ведомые должны пройти специальный курс подготовки. При каких условиях стая сможет признать Владимира Путина своим вожаком, выяснял корреспондент «Фонтанки».
Владимир Путин, высказавший намерение по пути на саммит АТЭС принять участие в программе «Полет надежды», вполне может возглавить журавлиную стаю, отправившись в полет с помощью мотодельтаплана. Правда, для этого необходимо, чтобы птицы признали президента России за своего. Добиться этого можно в том случае, если глава страны будет восприниматься птицами как свой человек. В этом случае стерхи позволят ему принять участие в полете наравне с остальными членами стаи.
«Журавли полетят за тем, кого они знают с детства, - объясняет Сергей Резвый, орнитолог, ассистент кафедры зоологии позвоночных петербургского госуниверситета. - Надо, чтобы человек, который поведет стаю, их воспитал. Птицы всегда запоминают и идентифицируют как родителей тех, кто находится с ними рядом с рождения. Если они будут воспринимать этого человека как маму-папу, то они последуют за ним, а если к ним просто придет Владимир Путин и скажет «Летите за мной», то ничего не получится. Или надо, чтобы он и сам выглядел как журавль, - добавляет ученый. - В этом случае шанс есть».
По мнению директора Балтийского фонда природы, доцента Санкт-Петербургского государственного университета Рустама Сагитова, птиц надо, по крайней мере, приучить к самолету или дельтаплану с младенческого возраста. И тогда птицам будет все равно, кто находится за штурвалом — Путин или кто-то другой, они последуют за знакомой им техникой. «В Европе и в США такая практика есть, - поясняет он. - У нас в стране существует подобный центр воспитания журавлей в Рязанской области. Но проходили ли подготовку стерхи, которые гнездятся на Ямале, я не знаю. Если нет, то это абсолютная авантюра».
Дозвониться до Окского заповедника, специалисты которого и занимаются воспитанием стерхов, корреспонденту «Фонтанки» не удалось. Однако директор заповедника Юрий Маркин уже сообщил СМИ, что специально к полету с президентом стерхов не готовили и поэтому придется добиваться сходства поводыря с птицами. «В данном случае для журавлей родителем является человек в белом халате. Не конкретного человека они запоминают, а белый халат с капюшоном, на дельтаплане — белый шлем. Специальный клюв, который держат в виде головы. Еще один раздражитель — это звуки, контактные крики стерхов», — рассказал он порталу rusnovosti.ru, после чего перестал отвечать даже на звонки по номеру мобильного телефона.
Правда, возникает еще одна проблема — президенту придется проделать путь с журавлями от старта до финиша. «Структура стаи такова, что в ней нет вожака, - рассказывает Резвый. - Впереди летят самые сильные особи, они рассекают воздух, чтобы более слабым было легче передвигаться. Время от времени птицы меняются - отдохнувшие сменяют уставших. Поэтому если Владимир Владимирович примет участие в перелете, то было бы очень желательно, чтобы он не оставил стаю — он будет восприниматься как сильная птица. И остальные станут рассчитывать на него».
Поэтому, проявив ответственность за доверившихся ему стерхов, Владимир Путин, скорее всего, будет вынужден добираться с ними до мест зимовки — до заболоченных территорий Индии (национальный парк Кеоладео) или Северного Ирана возле побережья Каспийского моря (Шомаль), как минимум их придется сопровождать до Средней Азии (Узбекистана). И таким образом, первое лицо страны едва ли будет доступно для контактов приблизительно около месяца.
Кроме того, хотя сопровождение стай стерхов на дельтаплане практикуется в мире с 2001 года, но работа эта сопряжена с риском. Поэтому было бы только логично обеспечить на время перелета президента России охраной, а как отнесутся журавли к сотрудникам ФСО, предсказать трудно. Возможно, охранным структурам тоже придется облачаться в белые халаты с капюшонами и искусственными клювами, а также обзаводиться аппаратурой, позволяющей имитировать голос этих птиц - «чистый, высокий, серебряный протяжный звук».
Правда, идея, встретившая понимание у орнитологов, вызвала у экологов недоумение. «Я не совсем уверен, что заниматься сопровождением журавлей на зимовку должен именно президент страны, - осторожно заметил Иван Блоков, руководитель программ «Гринпис Россия» (активисты этого движения как раз в разгар дискуссии о стерхах пикетировали офис «Газпрома» в Москве). - Мне кажется, что в России есть множество куда более «горячих» вопросов — например, бурение на «Приразломной» в Арктике. Полуостров Ямал как раз попадает в зону риска, и в случае аварии на этой шахте стерхам явно не поздоровится. Почему-то у нас получается так, что одновременно с помощью журавлям принимаются проекты, угрожающие их выживанию куда серьезнее, чем тяготы перелета, - недоумевает он. - Как-то странно получается — президент ведет стаю на зимовку, а в это время «Газпром» начинает работы в Арктике, в местах обитания этих птиц».
Кира Обухова,
«Фонтанка.ру»