Неожиданным образом закончилось уголовное дело о хищении 16% пакета акций машиностроительного завода «Арсенал», обвиняемыми по которому проходили председатель совета директоров завода Михаил Сапего, генеральный директор ООО «Арсенал-Финанс» Виталий Меньчик и генеральный директор ООО «Бизнес-партнер» Олег Риферт.
Меньчик, продавший акции, был признан судом виновным в мошенничестве, за что получил 4 года условного лишения свободы. Зато в действиях Михаила Сапего и Олега Риферта, купившего акции, петербургская полиция не нашла состава преступления. Поэтому уголовное преследование обоих было прекращено.
Уголовные дела о мошенничестве с имуществом завода «Арсенал» были возбуждены в 2009 году, осенью того же года были задержаны и арестованы Сапего, Риферт и Менчик. Им было предъявлено обвинение в мошенничестве. По версии Следственного комитета РФ (СКР), в группу, кроме Риферта, входили Виталий Меньчик, генеральный директор ООО «Арсенал-Финанс», и председатель совета директоров завода Михаил Сапего. Как считает следствие, менеджер выкупил у Виталия Меньчика 16,45 % акций предприятия по вексельной схеме со сроком погашения не ранее 1 января 2014 года за 273 миллиона рублей. Этот пакет, единственный значимый актив, который был закреплен за ООО “Арсенал-Финанс”, перешел фирме Риферта – «Бизнес-партнер».
Кроме этого, Михаилу Сапего было предъявлено обвинение в мошенничестве с имуществом ОАО «Арсенал», стоимостью 90 млн рублей.
Это резонансное дело, напомним, расследовала столичная бригада СКР, руководил которой на тот момент небезызвестный в Петербурге Олег Пипченков. И продавец, и покупатель ценных бумаг, проведя в изоляторе некоторое время, решили заключить сделку со следствием. Оба признали себя виновными в мошенничестве, оба дали показания, изобличающие соучастников, оба были выпущены из-под стражи.
Михаил Сапего, отрицавший все обвинения, впрочем, тоже вышел на свободу. Дважды районные суды северной столицы арестовывали его, но горсуд, куда жаловалась защита менеджера, отменял постановления об аресте.
Первым Калининскому федеральному суду пришлось рассмотреть дело Виталия Меньчика. Процесс шел спокойно до начала прений. Неожиданно гособвинитель, завершая свою речь, попросил приговорить фигуранта дела к 4 годам колонии общего режима. Сам Меньчик ожидал условного лишения свободы и, наверное, провел время до оглашения приговора в плохом настроении. Однако все завершилось для него относительно удачно: Калининский суд признал Меньчика виновным в мошенничестве и дал ему 4 года условно.
Следующим в Калининский суд Генпрокуратура РФ передала дело Олега Риферта. На этом процессе неожиданно повел себя подсудимый. Он заявил об оказанном на него давлении и разорвал сделку. Как потом выяснилось, такова была тактика защиты, намеренной доказывать невиновность Риферта. Процесс, не успев начаться, закончился:
Калининский суд вернул дело в Генпрокуратуру РФ.
Эти события почти совпали с изменениями в следственной группе СКР, расследовавшей дело «Арсенала» и рейдерские дела тамбовского преступного сообщества в Петербурге. Дело Риферта было соединено с делом Михаила Сапего и из производства СКР передано в Северо-Западное окружное управление ведомства. Защитники выразили надежду, что теперь смогут достучаться до следствия и представить аргументы в пользу своих клиентов.
Позиция защиты по купле-продаже пакета акций машиностроительного завода строилась на нескольких ключевых моментах. Во-первых, еще до возбуждения уголовных дел сделка купли-продажи была оспорена в арбитраже. Но в споре хозяйствующих субъектов слуги Фемиды встали на сторону обвиняемых, посчитав сделку законной. Адвокаты упирали на преюдицию, апеллируя к этому судебному решению: раз есть вступившее в законную силу судебное решение, то значит, никакого состава преступления в действиях их клиентов нет.
Во-вторых, финансово-экономическая экспертиза, положенная в основу уголовного дела, по мнению адвокатов, была решена в предположительном ключе, что, с их точки зрения, является нарушением закона. Суть в грубом изложении сводилась к тому, что компания Риферта, выдавшая вексель, не сможет расплатиться в 2014 году за купленные акции.
Доводы адвокатов были услышаны, когда дело передали в Главное следственное управление ГУ МВД РФ по СПб и ЛО. Была проведена повторная финансово-экономическая экспертиза, заключение которой оказалось в пользу обвиняемых.
В начале недели 1-отдел следственной части ГСУ ГУ МВД СПб и ЛО вынес постановление о прекращении уголовного дела в отношении Риферта и в отношении Михаила Сапего (по обоим эпизодам).
Однако при таком решении следствия возникает вопрос: а как же быть с Виталием Меньчиком, которого суд уже признал виновным в мошенничестве и назначил ему наказание? Приговор вступил в законную силу. Получается странная коллизия: продавец акций виноват, а двое других фигурантов этого же эпизода – нет. Но нельзя исключить, что Виталий Меньчик, ранее уже обращавшийся в Генпрокуратуру РФ с просьбой о пересмотре приговора по своему делу, продолжит попытки добиться отмены приговора Калининского суда.
Алексей Михайлов, "Фонтанка.ру"