Смольный намерен всерьез расширить число пешеходных улиц Петербурга. При этом сделано это будет не за счет второстепенных улочек и тупиков, а за счет ключевых магистралей. По словам главы комитета по развитию транспортной инфраструктуры Бориса Мурашова, в ближайшее время пешеходными могут стать Средний проспект Васильевского острова, Садовая улица на участке от Сенной площади до Невского и значительная часть площади Восстания.
Об амбициозных планах Смольного по увеличению числа пешеходных зон рассказал глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры Борис Мурашов, выступая на форуме «Мир мостов». По его словам, сейчас в комитете разрабатывается программа создания зон комфортного пребывания горожан, рассчитанная до 2020 года. Как он впоследствии объяснил корреспонденту «Фонтанки», приоритет создания зон будет следующим: сначала пешеходным станет Средний проспект Васильевского острова, потом – часть Садовой улицы и часть площади Восстания.
В первых двух случаях, по замыслу главы чиновников, по центру улиц будет оборудована выделенная полоса для общественного транспорта – трамвая и автобуса. Остальная территория будет благоустроена и отдана пешеходам. Однако есть одно важное дополнение: на магистралях сохранится технологическая полоса, на которую в теории сможет заезжать только служебный автотранспорт – пожарные и полицейские машины, а также скорые. Хотя понятно, что если данные проекты будут реализованы, то пользоваться такой полосой постараются и обычные водители.
Полностью ли будут отданы эти улицы пешеходам? По словам Бориса Мурашова, пока ведомство планирует переоборудовать весь Средний проспект, однако, скорее всего, в итоге получится закрыть движение для транспорта только на участке от 4-й до 8-й линий. Что касается Садовой, то здесь комитет сразу предлагает ограничиться только самым оживленным участком – от Сенной площади до Невского проспекта.
Понятно, что если данные участки будут закрыты сейчас, то уже на следующий день водители пойдут маршем на Смольный. Поэтому, как полагают в комитете, реализовывать эти планы можно будет после завершения формирования так называемого внутреннего транспортного полукольца – единой нити дорог, по которой автомобилисты смогут объехать центр города. Ранее планировалось, что оно будет готово к 2015 году, однако после заморозки проекта Орловского тоннеля кольцо оказалось разорванным. Сейчас планируется, что его заменит Феодосийский мост.
Кроме того, по словам Бориса Мурашова, параллельно созданию пешеходных зон нужно реконструировать существующую улично-дорожную сеть и менять схему организации движения. Так, в случае перекрытия Среднего, движение по Малому и Большому проспектам могут сделать односторонним, перенастроить светофоры и т.д. А для предотвращения транспортного коллапса в центре после обустройства зоны на Садовой, в Смольном предлагают провести реконструкцию набережной Фонтанки.
«Сейчас на Фонтанке где-то две полосы, где-то – три. Реконструкция подразумевает создание трех полос на всем протяжении набережной», – объяснил «Фонтанке» Борис Мурашов. Наконец, наличие пешеходных улиц означает, что в историческом центре действует режим платной парковки, а в случае парковки в неположенном месте следует незамедлительная эвакуация.
Если говорить о площади Восстания, то полностью перекрывать ее в комитете не предлагают. По замыслу чиновников, нужно максимально снизить число парковочных мест на поверхности, вернувшись к старому проекту освоения подземного пространства площади и возведения там паркинга. Соответственно, освободившееся пространство можно отдать пешеходам. Кроме того, пешеходной может стать часть 2-й Советской улицы, расположенной за гостиницей «Октябрьская».
По словам Бориса Мурашова, создание проекта пешеходной зоны на Среднем проспекте может начаться уже в следующем году, а реализовать данную идею могут к 2014-му. Сроки, к которым перекроют Садовую и часть Восстания, пока неизвестны.
Напомним, что сейчас пешеходными являются Малая Садовая, Малая Конюшенная и частично – 6-я линия Васильевского острова, есть пешеходная зона на улицах Правды — Большой Московской. Кроме того, серьезно ограничено движение транспорта по набережной канала Грибоедова от Невского до Инженерной улицы – для автомобилей здесь оставлена только одна полоса.
Андрей Захаров, Сергей Прудников, «Фонтанка.ру»