Сейчас

-6˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-6˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как -10

3 м/с, с-з

767мм

76%

Подробнее

Пробки

4/10

Путиловский старожил уйдет с молотка в Хельсинки

120

Если, проезжая Хамину, на круговой развязке перед мостом свернуть налево – в старинную гавань Тервасаари, то вы заметите огромную конструкцию в форме быка, сделанную по проекту финского архитектора Мины Аккиюрка (Miina Akkijyrkka), затем здание старой таможни, в котором работает ресторан и проходят выставки, за ним бар с красноречивым названием «Pirtubaari 96», а у причала пока еще можно увидеть выкрашенное в ярко-красный цвет старое судно.

Где-то поблизости вам обязательно встретится мужчина среднего роста в очках, рабочей одежде и с неизменной зубочисткой вместо сигареты. Это Ёрма Патанен (Jorma Patanen), больше известный не только в Финляндии, но и за ее пределами как капитан Пату. Кстати, Пату – возможно, единственный в истории моряк, который работал на пароходе механиком, а стал его капитаном. Больше 30 лет он руководит бывшим плавучим маяком, спущенным со стапелей Путиловского завода в 1912 году. Этой осенью он расстается с «Hyoky»: 14 октября судно ждут торги.

Их было всего три – самых современных на тот момент плавучих маяка. Один – «Запасной» – отправился в Лиепаю, тогда Либаву, где и получил имя «Либавский». В бурном 1918 году в качестве трофея он достался Финляндии и с тех пор служит на благо финского государства, меняя имена и порта приписки: Раума, Хельсинки, Турку, Хельсинки. До 1959 года под именем «Helsinki» выполнял работу плавучего маяка, а в сентябре 1959-го, когда в заливе у Хельсинки построили постоянный маяк, поменял спецификацию: как базовое судно участвовал в гидрографических исследованиях уже с новым именем – «Hyoky» (в переводе – штормовая волна). В 1983 году его купила акционерная компания из Хамины, членом которой был и Ёрма Патанен.

Сегодня ввиду преклонного возраста любые передвижения «Hyoky» возможны только с помощью буксира, но жизнь плавучего маяка и на пенсии продолжается. Каждую осень пароход отправляется в Хельсинки на рыбную ярмарку, а на борту образовался настоящий морской музей. Некоторые СМИ даже писали, что здесь есть морская церковь, но это не так, говорит Пату: просто очень теплая атмосфера.

Атмосфера – особенная фишка списанных пароходов, которые в Финляндии часто используются как рестораны и туристические суда. Приятно посидеть за бокалом пива или чашкой кофе, под скрип корабельного дерева и плеск волн, глядя на убегающие красоты Саймы или Финского залива. Но этот пароход – особенный. Фотографии, вырезки из газет, афиши, значки, вымпелы, атрибуты повседневной жизни моряков рассказывают о морской истории не только Суоми, но и России. За каждым экспонатом – история, а их Пату готов рассказывать бесконечно.

ПоделитьсяПоделиться

Вот фотография «Хельсинки» на рейде финской столицы во время советско-финской войны. В феврале 1940-го плавучий маяк стал объектом налета, один из кочегаров был убит, а судно повреждено. В сентябре 1941-го недалеко от «Хельсинки» взорвались три немецкие подводные лодки с минами на борту, судно получило повреждения с двух сторон, однако экипаж из 15 человек выжил. После этого случая пароход передислоцировали в Турку как наименее опасное место... Вот снимок пятидесятых годов: в команде «Хельсинки» не только бравые матросы, но и три улыбчивые девушки с камбуза.

Отдельный стенд посвящен истории самого большого финского парусника «Joutsen» («Лебедь»). Камера запечатлела не только трудовые будни под парусами, но и время отдыха: один из матросов в компании веселой бразильской девушки из квартала «красных фонарей» в Рио-де-Жанейро. Тут же связка военных писем, продуктовый набор для терпящих бедствие: печенье и вода, коктейль Молотова в бутылке из-под водки «Koskenkorva», емкости, в которых перевозилось контрабандное спиртное.
– Нет, - уверяет Пату, - на нашем судне контрабанду не возили, но обычно спирт прятали в том помещении, где хранился уголь.

ПоделитьсяПоделиться

На верхней палубе установлено орудие времен войны. «Конечно же, смотрит в сторону России», - шучу я. На что Пату рассказывает историю: «Был у нас в Хамине пастор, который говорил: вот вы все ждете, что русские придут с востока, а они вас обхитрят и придут с запада». На самом деле русские как будто никуда и не уходили. На рулевом колесе судна фотография последнего российского императора, большой стенд, посвященный вождю пролетариата, бескозырка курсанта Военно-морского училища имени Дзержинского, китель, увешанный российскими морскими орденами. Схема гребного винта машины, начерченная в 1912 году, фотографии первых членов команды и эмблема Путиловских верфей, увенчанная гербом Российской империи.

На многих фото – гости, посещавшие судно: музыканты, певцы, спортсмены, политики не только из Финляндии, но и со всех концов света. Раз в два года в Хамине проходит фестиваль военных оркестров «Tattoo». В начале 2000-х в нем принял участие оркестр НАТО, и тогда общим голосованием «Hyoky» был принят в состав НАТО. Шутка, конечно, но Пату подчеркивает: «Российский представитель не возражал».
Атмосфера в городе во время «Tattoo» особенно праздничная. В Бастион приезжает по-вечернему одетая публика из разных городов Суоми, чтобы услышать лучшие военные трубы. А днем оркестры играют для публики бесплатно. В этом году латышский оркестр устроил внеплановый концерт на «Hyoky»: так музыканты поздравили Пату с днем рождения. За дружеской чашкой кофе после концерта кто-то из музыкантов в шутку сказал, что во время гражданской войны немецкие егеря помогли финнам угнать судно в Хельсинки с грузом контрабандного спирта. А на самом-то деле плавучий маяк должен принадлежать Латвии.

Понятно, что ни Латвия, ни Россия не имеют претензий к Финляндии по поводу старого плавучего маяка. Но Капитан Пату нынешним летом объявил о том, что он не может больше содержать судно и вынужден выставить его на продажу. Все эти годы в должном состоянии пароход поддерживала команда энтузиастов-волонтеров, средства на ремонт и содержание в основном приносил принадлежащий Пату бар «Pirtubaari 96». В этом заведении собрано огромное количество свидетельств, которые рассказывают об эпохе сухого закона и о том, как контрабандное спиртное доставлялось из Эстонии в Суоми.

Сегодня экспонаты морского музея с насиженных мест переместились в здание старой таможни, где их по-прежнему может увидеть каждый желающий – бесплатно или положив купюру в кружку для пожертвований. 7 октября плавучий маяк встанет на причал в гавани Хельсинки, чтобы в последний раз принять участие в ярмарке салаки. Капитан Пату пригласил в гости нынешнего президента Суоми Саули Нийнистё. До него все президенты, за исключением Тарьи Халонен, побывали на борту «Hyoky». Может быть, он примет участие в судьбе раритетного парохода?

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close