В Финляндии утверждены списки кандидатов на муниципальные выборы, которые пройдут 28 октября. Предварительное голосование начнется уже 17 октября.
На 9700 мест в финских муниципалитетах претендуют 37 125 кандидатов. Среди них 162 действующих депутата Эдускунты и 5 членов Европарламента. Больше всех кандидатов выдвинула партия Центра – 8401. Средний возраст кандидатов в муниципальные депутаты – 48 лет, самые молодые кандидаты выдвинуты Пиратской партией (средний возраст 29 лет).
Одна из особенностей муниципальных выборов в Финляндии состоит в том, что голосовать на них имеют право не только лица, имеющие финское гражданство, но и иностранцы, в том случае, если они постоянно проживают на территории определенного муниципалитета в течение двух и более лет (на проживающих в Финляндии граждан других стран ЕС, а также Норвегии и Исландии двухлетний ценз не распространяется, они голосуют наравне с финнами).
Общее количество имеющих право голоса на муниципальных выборах – около 4,3 миллиона человек, в том числе 137 тысяч иностранцев.
Особенность финский системы в том, что муниципалитеты обладают реальной властью, а также широкими финансовыми полномочиями. Важнейшие из областей, курируемых на муниципальном уровне, – здравоохранение, социальное обеспечение, образование и культура, а также услуги, связанные с охраной окружающей среды и технической инфраструктурой.
Доля местных бюджетов в консолидированном бюджете государства в Финляндии также одна из самых высоких в мире, и, собственно, сильное местное самоуправление во многом является основой благосостояния жителей. До кризиса 2009 года средний годовой бюджет финских муниципалитетов составлял 7100 евро на одного жителя, а совокупный объем муниципальных бюджетов был сравним с объемом бюджета государственного.
Формирование местных бюджетов, как и установление ставок местных налогов и сборов, является прерогативой муниципалитетов и не нуждается в согласовании с правительством страны. Локальные налоговые поступления составляют почти половину доходов муниципалитетов, главный из них – налог на зарплату (от 15 до 21% дохода работника, без учета отчислений в госбюджет), который ежегодно устанавливается муниципалитетом, а также налоги на имущество, на строительство, на прибыль предприятий. Еще один источник муниципальных доходов – городская недвижимость, включая ту, что находится в собственности государства, облагается налогом, и все поступления по нему идут в местные бюджеты. В число муниципальных сборов, также формирующих доходную часть местной казны, входят, например, сборы за воду и электроэнергию, 5-10% стоимости услуг здравоохранения, часть стоимости услуг по помощи пожилым людям, дневной уход за ребенком в детском саду и т.д.
Перекрестное субсидирование
Со своей стороны государство, предоставляя муниципалитетам субсидии, обеспечивает в среднем до 20% их доходов, и основной смысл этой помощи – ликвидировать диспропорцию в доходах богатых и бедных муниципалитетов и гарантировать возможности оказания ими базовых услуг. (Это важно, если учитывать огромную разницу между муниципалитетами, например между крупнейшей коммуной страны Хельсинки и Соттунга на Аландских островах, насчитывающей всего 120 жителей). Наиболее высокоразвитые муниципалитеты правительственных субсидий не получают, в то же время целый ряд коммун, особенно на севере и востоке Финляндии, порой обеспечиваются ими почти на 50%. Кроме того, ежегодно предоставляется временная финансовая помощь 20-30 беднейшим муниципалитетам, попавшим в затруднительное положение. Объем всех госсубсидий в Финляндии рассчитывают по специальной формуле, и таким образом распределение средств защищено от влияния политической конъюнктуры или чьих-либо субъективных мнений.
Нынешние выборы – первые после мирового экономического кризиса, достаточно больно ударившего по Финляндии, и первые в условиях кризиса и экономической рецессии еврозоны. На этом фоне количество бедных муниципалитетов в стране существенно возросло, при этом ресурсов у государства для их поддержки не прибавилось. ОЭСР, опубликовавшая в 2010 году очередной обзор экономики Финляндии, порекомендовала правительству Суоми как можно скорее провести муниципальную реформу, чтобы повысить эффективность и качество базовых услуг.
Реформа муниципалитетов
Сейчас в Финляндии 336 муниципалитетов, 320 из них расположены в материковой части страны, 16 – на Аландских островах. Примерно в половине из них насчитывается менее 6 тысяч жителей.
Следуя рекомендациям ОЭСР, правительство Финляндии в феврале предложило муниципальную реформу, реализацию которой предполагается начать как раз после выборов 28 октября. Главным ее пунктом и камнем преткновения стал вопрос о количестве муниципалитетов, которое рабочая группа под руководством министра по делам коммун Хенны Вирккунен предлагает сократить до 69 к 2015 году. Основной смысл реформы – перераспределение средств между муниципальными бюджетами. По прогнозам финского министерства финансов, без реформы многие муниципалитеты могут столкнуться с серьезными трудностями в оказании своим жителям базовых социальных услуг, что особенно важно в условиях старения населения. В Финляндии эта общеевропейская тенденция наблюдается особенно остро: если в 2000 году люди старше 65 лет составляли 15% населения страны, то демографический прогноз на 2030 год демонстрирует цифру 26,3%, а значит, вырастет потребность в пенсиях, социальном обеспечении, услугах здравоохранения на фоне уменьшения числа работающих. «Важно не количество муниципалитетов, а экономия средств, которой мы сможем достичь за счет их объединения», - заявляет премьер-министр Финляндии Юрки Катайнен.
К слову, это не первое сокращение количества муниципалитетов за последние десятилетия: в 2001 году оно составляло 441, в 2009 – 348.
Выборы 2012
Что касается нынешних выборов, то почти все финские партии признают, что процесс выдвижения был на этот раз довольно сложным, в условиях предстоящей реформы активность выдвиженцев была довольно низкой. Многие воздержались от участия в выборах, ссылаясь на порождаемую ожиданием реформы неуверенность, а также на то, что новым муниципальным советам предстоит принимать трудные решения, в том числе по возможному аутсорсингу некоторых услуг.
Согласно недавнему опросу, проведенному Yle при участии тысячи человек, голосовать собираются 64% избирателей, причем 40% заявили, что «голосуют ради протеста». Половина собирается голосовать за партии, а не за отдельных кандидатов. При этом каждый четвертый выражает сомнения в том, что его голос способен повлиять на результаты муниципальных выборов.
Победу на выборах политологи снова пророчат «Истинным финнам», которые на данный момент являются основными критиками правительственной муниципальной реформы.