Получить выплату при ДТП на территории Финляндии не так и сложно. Достаточно владеть минимальным английским и грамотно зафиксировать столкновение. Финские страховщики щедрее наших и рассматривают ситуацию объективнее.
По данным Российского союза автостраховщиков, за 2011 год с российскими машинами в Финляндии произошло 450 аварий. Как правило, в них виноваты наши водители, которые неправильно ориентируются в незнакомой стране. Но в 25% случаев вина лежит на местных жителях. «Светофор на перекрестке неожиданно сменил цвет с зеленого на красный, и я экстренно затормозил, - рассказывает Сергей, водитель недорогой иномарки. – Финн, явно не ожидавший такого маневра, въехал в зад моей «ласточке». Ситуация неудобная, но моей вины в этой аварии нет».
Причиной ДТП может быть пьяный финский водитель. «По траектории движения видно, что за рулем находится человек в сильной степени опьянения. В таком состоянии местные ездят только по проселочным или второстепенным дорогам. Сильно пьяных водителей в Финляндии я видел несколько раз», – рассказывает директор Северо-Западной дирекции СК «ЭРГО Русь» Андрей Знаменский.
Сразу после ДТП необходимо сфотографировать место аварии. «Причем надо заснять не только повреждения машин по отдельности, но и всех вместе, - советует Геннадий Светлов, заместитель гендиректора туроператора по Скандинавии ООО «Группа ТТК Галактика». – Был случай, когда финн оспаривал столкновение, так как у российского водителя были фотографии повреждения только своей машины».
Обращаться к российскому страховщику, у которого была куплена зеленая карта, большого смысла нет. В компании могут помочь советом, но не более того - платить ничего не будут. Дело в том, что зеленая карта – это аналог ОСАГО, поэтому её действие распространяется на другую машину или человека, которым был нанесен вред.
Распространенная российская практика, когда водители решают проблему ДТП на месте, заплатив деньги, в Финляндии не работает. Поэтому вызывается полиция. Стражи порядка, как правило, неплохо изъясняются по-английски. Они пишут рапорт, который либо отдают на месте участникам аварии, либо предлагают его забрать в участке на следующий день. В рапорте указано, как и где произошла авария, а также дана информация, в каких компаниях застрахованы машины и чья вина в этом ДТП. Примечательно, что этот документ можно получить в любом финском полицейском участке, так как он заносится в общую базу.
С этим рапортом необходимо обращаться в страховую компанию виновника ДТП. Связаться с ней можно как из Финляндии, так и из России. Если водитель уже вернулся на родину, то переписка ведется по электронной почте, на английском языке. В приложении к письму надо прикрепить фотографии с места ДТП. Если машина уже отремонтирована, то в страховую пересылаются счета на ремонт. Желательно счет продублировать на английском языке. Финны смотрят на адекватность работ, поэтому лучше избыточного ремонта не делать. Если авто было не на ходу, то страховщик оплатит эвакуатор. Деньги перечисляются на счет в российском банке.
Если пострадавший приехал в Финляндию надолго, то можно отремонтировать машину в местной СТО. Починка может длиться несколько недель, особенно если машина не новая и запчасти для нее надо заказывать.
В заключение можно добавить, что финские страховщики, как правило, объективно рассматривают ситуацию и не «режут» смету ремонта. Явную протекцию своим соотечественникам они не оказывают. Но если произошла «обоюдка» или ДТП спорное, то чаша весов, скорее всего, качнется в сторону жителя Суоми.