Как самый "русский порт" Финляндии конкурирует с мощностями Северо-Запада РФ, какие выгоды планирует извлечь из введения "серной директивы" и какие российские грузы появились в порту за последнее время - об этом рассказывает Кюости Маннинен (Kyösti Manninen), коммерческий директор порта Хамина-Котка.
- Какова доля российских грузов в общем объеме перевалки в порту Хамина-Котка?
- Около 20-25% от общего тоннажа. Так что российские грузы для нас важны. К примеру, мы понимаем, как понимали в 2007-2008 годах, что серьезный рост транзита легковых автомобилей, предназначенных для России, — это временное явление. Сейчас основные «российские» грузы для нас — это контейнеры, нефть и в какой-то степени химические удобрения.
- Можно ли говорить о том, что транзит контейнеров через порт Хамина-Котка в Россию cтабилен?
- Да, мы надеемся на это. Особенно в том, что касается контейнеров, направляющихся в Россию. Есть также небольшой поток контейнеров из России, но этим маршрутом идут главным образом пустые контейнеры. Но они очень нужны финской промышленности.
- Расскажите, пожалуйста, о нефтяных проектах.
- Мы — очень важный порт для российских нефтепроизводств и заводов по производству минеральных удобрений, перевалка этих продуктов постоянно растет.
Что касается нефтепродуктов, то планируется построить завод по переработке топлива: как вы знаете, в ЕС вступает в силу «серная директива», которая ограничивает содержание серы в топливе для судов. Мы будем перерабатывать мазут таким образом, чтобы содержание серы в нем соответствовало требованиям директивы. Разумеется, мы приветствуем участие российских компаний в проекте.
- Два года назад компания "Еврохим" объявила о строительстве перевалочных мощностей в Усть-Луге. Вы не боитесь конкуренции?
- Ну конечно, российские порты всегда останутся основными для российских удобрений. У нас тоже есть мощности по перевалке удобрений, и объем перевалки на этих мощностях может еще сильно вырасти. Но мы не можем взять на себя обработку всех российских удобрений. Это невозможно.
- Если говорить в целом о грузообороте порта Хамина-Котка, то какие грузы дают большую часть оборота?
- Самый важный для нас груз — это продукция деревообработки, а также сырье для финской лесоперерабатывающей промышленности. На них приходится около 50% грузооборота. Сейчас производство в ЛПК падает, главным образом из-за сложной экономической ситуации в ЕС. Когда в ЕС рынок выправится, то и у порта Хамина-Котка вырастут показатели.
Справка: Серная директива ограничит содержание серы в топливе для морских судов — ее содержание должно быть не более, чем 0,1%, к 2015 году. Ограничение содержания серы в морском топливе угрожает привести к повышению стоимости морских перевозок в Балтийском море.
Порт Хамина-Котка - экспортный, контейнерный и транзитный порт. Площадь - 1100 га. Грузооборот за январь - август 2012 года составил около 9,7 млн тонн.