Трупы, трупы и трупы. Выходцы из одной из закавказских республик по указке главаря убивали непокорных земляков-бизнесменов, их детей, конкурентов на криминальном поле и собственных соратников, которых посчитали ненадежными. В подноготной бандитов, которые посчитали Московский район Петербурга своим «маленьким Агдамом», разбирался окружной военный суд — участием в банде наряду с заядлыми уголовниками не погнушался подполковник Российской армии.
Обстановка в зале суда была серьёзная. Полицейский конвой, вооруженные судебные приставы из специального отряда быстрого реагирования, суровый спецназ МВД в масках. На скамье подсудимых — пятеро мужчин, закрывающих лица от телекамер. На счету у некоторых из этих людей, как следует из приговора, пять убийств, совершенных в период 2005-2009 годов по указке главаря.
Главный
«По указанию М.», «получив задание от М.», «так как подсудимый уважал М. и боялся его» - такие фразы постоянно звучат в приговоре. Этого человека не называют по имени, так как на скамье подсудимых его нет. Организатор банды, как сказал судья, в настоящее время скрывается на территории иностранного государства и объявлен в международный розыск. Имя Мурада Мамедова можно услышать только в кулуарах.
Именно этот человек, фактический владелец ресторана «Агдам» на улице Фрунзе, уроженец Агдамского района Азербайджана, по мнению полиции, сформировал из земляков банду, державшую в страхе и покорности азербайджанских бизнесменов на территории Московского района. Чёткая иерархическая организация достигалась за счёт традиционной этнической сплочённости — в группировку подбирались уроженцы родного района. Адалет Амрахов, Хагани Керимов, Самир Мамедов, Андрей Путиенко, Эльнур Гафаров, Кадыр Сулейманов. Все они часто собирались в «Агдаме». Впрочем, регулярными посетителями ресторана на улице Фрунзе были и их жертвы.
Бандиты и бизнесмены
Первое известное убийство, совершенное бандой, произошло в июне 2005 года. Самир Мамедов и Кадыр Сулейманов по команде М. в садоводстве «Кировец 1» убивают некоего Назарова, которого М. считал своим конкурентом на пост местного национального авторитета. Убивают из пистолета Макарова или аналогичного ствола — оружие не найдено.
Через месяц Амрахов и Путиенко, по указанию того же М., совершают убийство бизнесмена Гарибова. Мотив простой — коммерсант имел неосторожность одолжить приличную сумму брату М., директору «Агдама». Чем отдавать долг, проще убить кредитора. Убийцы подкараулили Гарибова у дома 35, корпус 3, по проспекту Маршала Жукова, где тот жил. Путиенко, который по первоначальному плану должен был стрелять, смалодушничал. Остался в машине обеспечивать отход. Стрелял Амрахов, из «Вальтера ППК», полученного от М. Сразу не попал, пришлось бежать за раненым, кричащим о помощи Гарибовым на глазах прохожих, выпустить по нему весь магазин. За убийство подельникам было обещано по 2 тысячи долларов.
Коммерсанта Алиева за отказ поделиться бизнесом Амрахов и Путиенко по команде главаря убивают в сентябре 2005 года у дома 4, корпус 5, по улице Генерала Симоняка. На этот раз на роль стрелка сразу планируется Амрахов, Путиенко ждет за рулем в машине. Один выстрел в голову из самодельного револьвера под пээмовский патрон. Алиев скончался в больнице. Ставки растут — на этот раз М. выделил по 3 тысячи долларов на душегуба.
Апогей
Самое резонансное убийство, совершённое бандой, — убийство 21-летней студентки 4 курса медуниверситета Румии Керимовой. Утром 8 апреля 2009 года девушка, как обычно, направилась на занятия в университет. От своего дома 26 на улице Орджоникидзе к станции метро «Московская» шла пешком. По дороге её насильно посадили в автомобиль, вывезли на трассу недалеко от деревни Рыжики Всеволожского района, застрелили, а труп оставили рядом с дорогой, слегка прикрыв попавшимися под руку ветками.
Версии произошедшего в правоохранительных органах рассматривались самые разные. Вплоть до того, что убийство девушки мог заказать её отец — бизнесмен Гафар Керимов. Якобы, Румия одевалась и вела себя не так, как положено девушке из хорошей мусульманской семьи. Задержанные по подозрению в исполнении убийства Эльнур Гафаров и Самир Мамедов давали именно такие показания. Гафар Керимов даже был на какое-то время задержан.
На то, чтобы разобраться в ситуации, понадобилось время. Немалую роль в установлении истины сыграла активная позиция генконсульства Азербайджана в Петербурге. Честь погибшей девушки и свободу её отца удалось отстоять. «В СМИ появилось много публикаций о распущенности девушки и о том, как отец плохо относился к ее слишком «светскому» образу. Но следствие показало, что все это неправда. В частности, и экспертиза, проведенная через несколько дней после убийства, показала, что Румия Керимова в 20 лет оставалась девушкой. Мы, подключившись к расследованию, разговаривали с теми, кто с ней учился и дружил, и все говорили, что она была очень хорошим, спокойным и правильным человеком, уважавшим традиции», - говорил в интервью «Фонтанке» генконсул Гудси Османов.
Мотивы убийства оказались гораздо более прозаичными. Суд установил: пресловутый М. неоднократно требовал от Гафара Керимова платить за то, что благодаря разрешению банды и лично М. тот может вести бизнес в Московском районе, который группировка считала «своим». По 10 тысяч рублей в месяц. Несговорчивому Керимову для начала сожгли «Мерседес». Не понял — украли и убили дочь. За рулем машины сидел Самир Мамедов, Румию в машину затащил Сулейманов, из машины ему помогал Гафаров. Стрелял в девушку Сулейманов, из иностранного пистолета «Таурус».
По показаниям свидетелей, Самир Мамедов обладает тонкой душевной организацией. Когда он понял, что от М. может поступить команда на ликвидацию дочери Керимова, он очень переживал, пребывал в мрачном настроении, и даже отключал мобильный телефон, чтобы криминальный вождь не мог до него дозвониться. Но в результате всё-таки сел за руль машины, которая отвезла девушку к месту расправы.
Непосредственный исполнитель убийства Сулейманов пережил свою жертву на несколько дней. На месте преступления был замечен автомобиль с запоминающимися номерами 001, который часто парковался у «Агдама». Сыщики через ресторан вышли на Гафарова. Когда появилось понимание, что уголовный розыск вот-вот выйдет на стрелка, М., не надеясь на молчание земляка, решил избавиться от «слабого звена». Адалет Амрахов вызвался спрятать Сулейманова у друзей в Московской области. Вместо этого он, как следует из приговора, на своей машине довез Сулейманова только до Великого Новгорода, где у дома 111 по Большой Санкт-Петербургской улице выстрелил тому в голову из револьвера 38 или 357 калибра — предположительно, из "Кольта" или "Смит-Вессона".
Настоящий подполковник и уголовники
В отличие от типичного уголовника Путиенко, уже успевшего отсидеть несколько сроков за грабежи и угоны, или Самира Мамедова, над которым висели два условных срока за грабежи, не говоря уже об имеющем в анамнезе 20 лет за разбои Хагани Керимове, на скамье подсудимых чужеродным телом смотрелся Адалет Амрахов.
Это из-за него дело рассматривалось в военном суде. Во время совершения большей части вменяемых ему преступлений подсудимый проходил службу в рядах Вооружённых сил России. Подполковник Амрахов занимал должность старшего преподавателя Высших офицерских курсов Железнодорожных войск. По военной службе характеризовался «в целом положительно». Принимал участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе. Карьера подполковника закончилась в 2007 году, когда Тверской гарнизонный суд приговорил его за грабеж — к штрафу в 17 тысяч рублей. Кстати, воинского звания «подполковник» он был лишен не тогда, а только сегодня, 9 октября, когда уже Ленинградский окружной суд признал его виновным в бандитизме и убийствах. Амрахову вообще везло на гуманизм правоохранителей. В 2009 году его задержали на Фрунзенской овощебазе, в машине у него был револьвер. Фрунзенский районный суд уголовное преследование подполковника прекратил — за деятельным раскаянием. Впоследствии экспертиза установит, что изъятый у Амрахова револьвер — тот самый, из которого в 2005 году был убит коммерсант Алиев.
Тайны следствия
Убивали Румию Кемирову трое — Кадыр Сулейманов, Самир Мамедов и Эльнур Гафаров. Сулейманов убит. Мамедов получил 21 год. Гафаров признал себя виновным, согласился на особый порядок судебного заседания и за убийство, разбой, вымогательство, уничтожение чужого имущества в составе банды получил 9,5 лет.
Именно на показаниях Гафарова во многом строилось обвинение. На предварительном следствии (заметим, ещё до того, как ему самому был вынесен приговор), Гафаров дал показания обо всех преступлениях, вменяемых членам банды. Сам не участвовал, но слышал либо от подсудимых, либо от других лиц. После того, как он получит свои 9,5, на суде по делу банды он от своих показаний откажется — дескать, оговорил. Правда, уже на следующем заседании свой отказ частично возьмет назад — скажет, что оговорил только Мамедовых и Керимова. А про Амрахова и Путиенко на следствии говорил правду. Суд в приговоре определил, что правдивые показания Гафаров давал не в заседании, а на предварительном следствии, и руководствовался ими.
88 на 4
Всего на скамье подсудимых сидело пятеро — Адалет Амрахов и Андрей Путиенко обвинялись в убийствах и разбое, Самир Мамедов обвинялся в убийстве, вымогательстве и уничтожении чужого имущества, Хагани Керимов — в разбое, Фамил Мамедов — в пособничестве бандитизму. Обвинения в бандитизме и незаконном обороте оружия были предъявлены всем. Вину не признавал никто.
Обвинения в незаконном обороте оружия суд снял со всех, решив, что это преступление полностью охватывается обвинениями в бандитизме и убийствах. Вину Фамила Мамедова суд счёл не доказанной, уголовное преследование в отношении него было прекращено, замдиректора «Агдама» освобожден в зале суда.
Остальные получили в общей сложности 88 лет. Адалет Амрахов приговорён к 24 годам лишения свободы, Самир Мамедов и Путиенко — к 21 году лишения свободы каждый, к сроку Керимова, уже отбывающего 20-летний срок за грабежи и разбои, за очередной разбой прибавилось 2 года — он проведет за решёткой 22 года.
Защита и обвинение
Государственный обвинитель Елена Лычак, соглашаясь, что осуждённые получили, в общем, адекватную меру наказания, пока не готова сказать, будет ли прокуратура обжаловать приговор: «Для того, чтобы принять решение об обжаловании оправдательного приговора Фамилу Мамедову, нам надо получить приговор в письменном виде. Кроме того, некоторые вопросы вызывает исключение обвинения в незаконном обороте оружия. Но пока говорить об этом рано — нам необходимо внимательно изучить мотивировку суда».
Защита настроена более определённо. Адвокат Адалета Амрахова Анжела Субботина уверена - будет обжаловать: «Я пока не знаю мнения своего подзащитного, но думаю, оно совпадает с моим. Будем обжаловать. Я не считаю вину доказанной».
Намерен подавать жалобу и Александр Косульников, осуществляющий защиту Самира Мамедова: «Мы будем обжаловать, прежде всего, вину моего подзащитного в убийстве Назарова. Это обвинение строится, в основном, на показаниях Гафарова, которые вызывают большие сомнения. В частности, проверка на полиграфе показала, что Гафаров на самом деле не осведомлен об обстоятельствах этого убийства».
Защищавший оправданного Фамила Мамедова адвокат Борис Садлер приговором удовлетворен и принимает поздравления коллег.
Денис Коротков, «Фонтанка.ру»