Поправки в «петербургский КоАП», предложенные депутатом Виталием Милоновым в ходе заседания комитета по законодательству петербургского парламента, могут вывести дворовые войны за парковку на новый уровень. К такому выводу, изучив законопроект, пришли эксперты, специализирующиеся на защите прав автомобилистов. По их мнению, изменения в административный документ не только упрощают и сокращают по времени процедуру признания машины бесхозной, но и позволяют утилизировать ее, даже формально не озаботившись поиском владельца.
В настоящий момент Гражданский кодекс, а также федеральный и региональный КоАПы не содержат перечня формальных признаков, сверившись с которыми можно было бы понять, что то или иное транспортное средство владельцу больше не нужно, и поэтому можно запустить процедуру его утилизации. Как правило, вывозят те машины, у которых нет номерных знаков или от них остался только железный остов.
Однако, как заметил Александр Холодов, координатор движения автомобилистов «Свобода выбора», даже в такой ситуации вывоз машины из двора можно расценивать как воровство. Таким образом, внезапно объявившийся владелец может рассчитывать на компенсацию за утрату своего имущества.
Именно этот пробел в законодательстве и решил восполнить единоросс Виталий Милонов. Он предложил дополнить статью 30 закона «Об административных правонарушениях в Петербурге» «Хранение разукомплектованного транспортного средства вне специально отведенного для этого места» списком признаков, формально определяющих, что машина давно не используется. Заодно прописал и процедуру, дающую законное право отправить автомобиль на спецстоянку, а после и утилизировать.
Предлагается считать автомобиль бесхозным, если у него спущены шины, отсутствует одно или несколько стекол или пробка топливного бака, нет фар. Вывезти его, согласно законопроекту, можно только на основании документа, который составляет специалист административной комиссии при районных администрациях. Заметив такой автомобиль во дворе (случайно прогуливаясь или выехав на место по заявлению жителей), он составляет акт, признающий машину брошенной. Через 30 дней специалист снова выходит на место, и если за это время внешний вид машины не изменился, а только ухудшился, то запускает процедуру утилизации.
Уже в ходе заседания комитета по законодательству, который возглавляет Милонов, коммунист Ирина Комолова и яблочник Александр Кобринский обратили внимание на недостаточную проработанность законопроекта коллеги, что, в случае его принятия, приведет к скандалам и судебным разбирательствам. Более того, закон в такой ситуации будет на стороне владельцев вывезенных машин. Причина в том, что процедура не предполагает поиск владельца машины, чтобы узнать, почему его машина стоит в некондиционном состоянии.
Возможно, что он находится в больнице или длительной командировке, предположили депутаты. Вернувшись домой, хозяин машины узнает, что у него не только больше нет четырехколесной собственности, но и еще обязан заплатить административный штраф на сумму от двух до пяти тысяч рублей за то, что бросил автомобиль и тем самым, нарушил правила благоустройства.
Александр Кобринский также указал на то, что положения законопроекта не обязывают специалиста административной комиссии в течение 30 дней регулярно посещать двор, чтобы зафиксировать неподвижность машины. По словам депутата, возможно, что владелец накачает шину, несколько раз поездит на автомобиле, а к тому дню, как во двор наведается госслужащий, она у него снова сдуется.
Александр Холодов обращает внимание на еще один момент, а именно противоречие поправок Милонова с Гражданским кодексом. По словам эксперта, федеральный закон обязывает районные административные комиссии искать в течение года владельца машины, которую хотят эвакуировать из двора. Если в течение этого времени он не будет найден, то нужно обратиться в суд, добиться признания машины бесхозной, взять ее на баланс Петербурга и только тогда утилизировать.
С критиками очередной инициативы единоросса согласны и в юридическом управлении городского парламента. Сотрудники этого департамента ЗакСа, давая заключение, пояснили, что «не все перечисленные повреждения транспортного средства могут свидетельствовать о его непригодности для эксплуатации, учитывая перечень неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств, являющийся приложением к правилам дорожного движения».
Кроме того, тот факт, что машина, у которой, например, спущены шины, не эксплуатируется 30 дней, не может служить основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
Юридическое управление Мариинского дворца разглядело в законопроекте Виталия Милонова «коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам и организациям».
Александр Холодов попытался объяснить, в чем заключается этот коррупциогенный фактор. Он в полную силу, по мнению эксперта, проявит себя в дворовых войнах за парковочное место. Владельцы машин втихаря будут резать друг другу шины и разбивать фары, после вызвать специалиста из административной комиссии района. «Я считаю, что этот законопроект выводит эти войны на новый уровень», - сказал Холодов.
Эксперт пояснил, что документ требует дополнений. Хотя бы включения в него положения, обязывающего госслужащего в течение месяца с момента признания автомобиля бесхозным до его эвакуации получить из ГИБДД данные техосмотра машины. Если она год и более не проходила ТО, то это может служить доказательством того, что автомобиль брошен.
Сам автор на критику обиделся, заметив, что «нам надо обеспечить право тех, кто нормально ездит по дворам, а не тех, кто по-хамски к этому относится». По его словам, коллегам лишь бы критиковать законы, вместо того, чтобы их принимать. Тем не менее Милонов согласился с тем, что корректировки в документ вносить нужно, и пообещал, что ко второму чтению законопроекта их можно будет подготовить.
Депутаты будут рассматривать документ на пленарном заседании, которое состоится 17 октября. По итогам заседания комитета по законодательству поправки включили в повестку дня.
Поделиться