Государственная дума всё-таки приняла "антишпионский" закон. Поправки, внесённые депутатами в статьи Уголовного кодекса о государственной измене и о шпионаже, существенно расширяют эти два понятия. Расширяют до такой степени, что изменить Родине теперь можно даже нечаянно. Всё зависит от того, как следственные органы ФСБ оценят вашу беседу в кафе с незнакомцем или разговор со случайным попутчиком. Несмотря на острые дискуссии, вызванные законопроектом в сентябре – во время рассмотрения его в первом чтении, 23 октября на пленарном заседании Дума приняла поправки сразу и во втором чтении, и в третьем.
Изменения в законодательстве затрагивают три статьи Уголовного кодекса – о государственной измене, о шпионаже и о разглашении государственной тайны (статьи 275, 276 и 283 УК РФ, соответственно). А также вводят новую статью – 283.1 о незаконном получении сведений, составляющих государственную тайну. К последним относятся добыча информации путём похищения, обмана, шантажа, угроз и насилия. Самые существенные поправки касаются измены Родине. В конце концов, шпионаж – это для чужих. А у нас для начала бьют обычно своих.
До принятия поправок государственной изменой назывались выдача гражданином нашей страны государственной тайны или другая его помощь иностранным государствам "в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации". То есть: государство доверило вам тайну, что важно – вы знаете, что её нельзя разглашать, но разбалтываете врагу и ставите под угрозу внешнюю безопасность страны.
В новой редакции закона сказано, что узнать гостайну, прежде чем её выдать, вы могли по-разному: по службе, по работе. Или по учёбе. Или "в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации". При такой формулировке лучший совет – заткнуть уши, чтоб в них не влетело чего лишнего.
Можно и вовсе не знать гостайны, но Родину всё равно предать. Хоть бы и ненароком. Под статью 275 УК РФ отныне подпадает "оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям". Особенно и здесь обнадёживает слово "иная". Трижды подумайте прежде, прежде чем давать кому-то консультации. Если интурист спросит дорогу – бегите от него без оглядки.
Международные организации в этой конструкции вообще появились впервые. Так что с "иностранными агентами", какими у нас теперь становится большинство правозащитников, лучше держать рот на замке. Кстати, с отдельно взятым незнакомцем тоже: вдруг собеседник в кафе или попутчик в поезде – тоже "представитель"? Впрочем, в законе указано, при каком условии "иная помощь" или "консультирование" становятся изменой: если деятельность человека или организации, с которой вы посотрудничали, "направлена против безопасности Российской Федерации".
По мнению политолога Глеба Павловского, нововведения создадут "новое поле произвола для следственных органов".
– Закон в каком-то смысле провоцирует следователей на то, чтобы они расширяли свои полномочия, придумывали новые зоны поиска, – считает политолог. – Ориентирует их не на охрану довольно узкого перечня государственных секретов, а на людей. То есть угрозы ждут людей, а не государственные секреты. Все мы через одно рукопожатие знакомы, многие знают какие-то секреты, и для следователя не составит труда выстроить цепочку. Я не могу быть уверен, что не говорил только что с тем, кто знает настоящую государственную тайну.
Эту проблему, по мнению полномочного представителя правительства в Конституционном суде Михаила Барщевского, могло бы решить дополнением к закону. В целом, заявил "Фонтанке" юрист, он поддерживает новый закон, но "одной серьёзной вещи не хватает".
– В США существует список организаций, с которыми нельзя сотрудничать, им нельзя поставлять товары и так далее, – приводит он пример. – Как только ФСБ внесла этот законопроект, должен был автоматически появиться порядок утверждения списка организаций, которые подпадают под действие его статей. Тогда любой и каждый будет знать: вот этой организации давать информацию нельзя, а, например, "Фонтанке" – можно, потому что она в список не включена. Я ведь сначала сотрудничаю с какой-то организацией, и только потом мне говорят, что это она какая-то нехорошая. Пусть этот список пополняется ежемесячно, ежегодно. Но если человек дал информацию организации, которой в списке нет, то его не привлекают.
Отметим, что до введения поправок проблема решалась самой формулировкой статьи: речь шла очень конкретно о "враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности" страны. Теперь слова "враждебная" и "внешняя" из формулировок исключены. И это даёт следственным органам большую свободу манёвра. Которой, вероятно, и добивались авторы законопроекта – если судить по пояснительной записке, сопровождавшей его.
Как следует из пояснительной записки, приложенной авторами к законопроекту, понятие "враждебности" делало государственную измену "крайне сложной для доказывания". Адвокаты бессовестно использовали "ссылки на недоказанность… именно "враждебной" деятельности", и обвиняемые уходили от ответственности. Закон в усовершенствованном виде освобождает следственные органы ФСБ от "крайне сложного" доказывания.
Слово "внешняя" применительно к безопасности страны убрано для того, чтобы "расширить… объект преступления". Это следует из заключения, которое дал на законопроект комитет Госдумы по законодательству. Мало ведь считать изменниками Родины тех, кто ставит под угрозу её внешнюю безопасность. Изменники посягают также на "конституционный строй, территориальную и государственную целостность".
– Это беспредельная формулировка, под которую можно подвести кого угодно, – добавляет Глеб Павловский.
Максимальное наказание по статье "Государственная измена" – 20 лет колонии.
Такое же наказание предусмотрено для иностранных шпионов, действующих на нашей территории. Шпионажем теперь считается работа не только на иностранную организацию, но и на международную. И тоже – в ущерб безопасности России, неважно – внешней или внутренней, независимо от степени враждебности.
Поправки к статьям о госизмене и о шпионаже были направлены в Госдуму в конце 2008 года. Инициировало их правительство, а его тогда, напомним, возглавлял Владимир Путин. Официальным представителем кабинета министров в Думе при рассмотрении этого законопроекта был назначен заместитель директора ФСБ. Три с лишним года документ числился на рассмотрении в профильном комитете нижней палаты. Только в сентябре 2012-го он был рассмотрен Думой в первом чтении, а в октябре принят в окончательном виде.
Документ, который 4 года назад инициировало правительство во главе с премьер-министром Владимиром Путиным, после прохождения через Федеральное Собрание будет направлен на подписание президенту страны Владимиру Путину.