Городам разрешат самостоятельно ограничивать въезд автотранспорта в те или иные районы, для грузовиков введут временные коридоры проезда к складам и магазинам, а для общественного транспорта придумают нормативы предоставления услуг. Таковы лишь некоторые постулаты нового законопроекта «Об организации дорожного движения», подготовленного бывшими чиновниками Смольного, сейчас работающими в Министерстве транспорта.
О некоторых деталях законопроекта, который призван упорядочить дорожное движение в России, рассказал накануне на совещании в Минтрансе бывший глава комитета по транспортно-транзитной политике Петербурга, а ныне замминистра транспорта Николай Асаул.
По его словам, Россия постепенно превращается в автомобильную страну. Так, до 30% пассажирских перевозок в городах уже осуществляется личным транспортом. Причем эта доля год от года продолжает неуклонно расти. Кроме того, от 40 до 50% жителей городов используют автомобили для выезда из мегаполисов в выходные.
Тем не менее в стране не хватает дорожной сети для того, чтобы справиться с таким потоком машин. По подсчетам Минтранса, инфраструктура отстает от темпов автомобилизации на 20 - 25 лет.
Вместо того чтобы активнее развивать отстающую инфраструктуру, в министерстве решили направить все усилия на то, чтобы заставить горожан меньше пользоваться личным транспортом.
В частности, один из пунктов законопроекта будет разрешать властям субъектов Федерации вводить различные ограничения для движения в пределах «отдельных городских территорий». Правда, с оговоркой - ограничивать въезд можно лишь в районы, «характеризующиеся сверхнормативной загрузкой транспортными потоками и антропогенной нагрузкой на окружающую среду». Этого решения, отметим, власти Петербурга ждали не один год. Если этот пункт законопроекта будет одобрен Госдумой, городская администрация сможет ограничить въезд в исторический центр. (Сейчас для того, чтобы поставить шлагбаумы на главных улицах, нужно принимать отдельный федеральный закон.)
Впрочем, если экс-губернатор Валентина Матвиенко, пользуясь своим административным ресурсом на федеральном уровне, активно лоббировала принятие соответствующего документа, то новая власть во главе с губернатором Георгием Полтавченко пока отказалась от идеи организации платного въезда, заменив эту антипробочную концепцию на проект организации в центре платной парковки.
Однако не исключено, что в связи с принятием нового закона Смольный вновь изменит или расширит свое решение. Ведь поставить устройства оплаты на основных магистралях, ведущих в центр, проще и дешевле, чем устанавливать многочисленные паркоматы на всем протяжении городских улиц. Более того, не нужно заботиться об альтернативе для парковки на магистралях — платных подземных паркингах, строительство которых в Петербурге сопряжено со сложностями работы в неустойчивых грунтах, а соответственно, и с большими финансовыми затратами.
Для альтернативы достаточно будет лишь развивать общественный транспорт. В чем, кстати, федеральный центр также готов помочь. Так, по словам Николая Асаула, в новом законопроекте прописаны нормативы оказания перевозчиками услуг. Эти нормы должны привести к повышению комфортности, частоты и безопасности перевозок.
Для достижения этого «транспортного рая» федеральные власти обещают выделять отдельные средства по программе «организации дорожного движения». Взамен от местной администрации потребуется лишь создать структуру, которая будет управлять процессом совершенствования городского общественного транспорта. Отметим, что субсидии будут направляться лишь на развитие наземного движения. Федеральное финансирование метрополитена пока не входит в перспективные направления Минтранса.
Чтобы окончательно победить пробки в городах, в министерстве предлагают также продолжить ограничивать в правах водителей грузового транспорта. Помимо ограничений для их транзита по центральным и жилым кварталам городов также планируется запретить проезд тяжеловозов к местам разгрузки (магазинам, складам, стройкам) в определенное время суток — например, ограничить только ночным временем.
Такое правило, напомним, действовало в советские времена. Но как оно будет работать в современных условиях, не совсем ясно. Неясно и как эта норма согласуется с принятым в Петербурге законом о тишине — об этом в законопроекте Минтранса не сказано.
Маша Могилевская, «Фонтанка.ру»