Процесс банкротства петербургской компании «Фаэтон-Аэро» рискует стать одним из самых долгих в современной арбитражной практике. Бенефициары структуры, как полагают кредиторы, сознательно затягивают судебную тяжбу, чтобы не возмещать 5 млрд рублей долга. Сейчас владельцы топливной сети пытаются отстранить от участия в деле конкурсного управляющего Дениса Лебедя, который прикладывает максимум усилий для возвращения кредиторам хотя бы части инвестированных средств. А не далее как в ночь на 26 октября неизвестный стрелял в его машину на парковке администрации Адмиралтейского района.
В понедельник, 29 октября, в петербургском Арбитраже состоится заседание по делу о несостоятельности «Фаэтон-Аэро». На очередном из множества слушаний за время трехлетнего процесса будет рассмотрено инициированное бенефециарами холдинга ходатайство представителя собрания кредиторов «Фаэтон-Аэро» Юрия Фёдорова об отстранении управляющего Дениса Лебедя от его обязанностей в компании. Сам конкурсный управляющий не удивлен: за последний год это уже четвертая попытка оппонентов убрать его из дела топливной компании.
«Как правило, бенефициары холдинга (братья Снопки) используют для поддержки своих ходатайств весьма надуманные аргументы, которые легко оспорить», - прокомментировал «Фонтанке» Лебедь.
Отношения собственников компании и конкурсного управляющего не всегда были столь натянутыми. Когда в середине 2011 года Денис Лебедь был назначен судом в качестве «рулевого» банкротного процесса, бенефициары против его кандидатуры не возражали, а напротив, сами предлагали суду именно этого управляющего. Сам управляющий тоже не думал, что работа в «Фаэтоне» будет сопряжена с такими трудностями.
«Изначально позиция владельцев по достижению договоренностей, удовлетворению интересов кредиторов полностью совпадала с моей, - комментирует Денис Лебедь. - Потом бенефициары стали всеми возможными способами затягивать тяжбу. И я сделал вывод, что перспектива возврата долгов кредиторам весьма туманна».
Как только позиции управляющего и владельцев холдинга разошлись, на Лебедя в прямом смысле начали оказывать давление. По заявлению компании ЗАО "Ленпромтранспроект", аффилированной со Снопками, в мае 2012 года против конкурсного управляющего было возбужденно уголовное дело по фактам злоупотребления полномочиями. Лебедя обвинили в том, что он сдал в аренду структуре ООО "Фаэтон — топливная сеть №1" АЗС, находящиеся в залоге у банка "Петрокоммерц".
На самом деле, отмечает управляющий, он, обращаясь в надзорные органы, пытался вернуть имущество АЗС их законным владельцам. «Кредиторы, которые выдавали средства холдингу «Фаэтон» под залог АЗС, находятся в более выгодном положении по сравнению с остальными. Реализация предметов залога может помочь им вернуть хотя бы часть вложенных средств», - отмечает управляющий.
Пока из залогового имущества удалось реализовать две АЗС, которые были заложены по кредиту ЮниКредитБанка. По данным Лебедя, сейчас речь идет о продаже с молотка двух заправок, заложенных в СЭБ-Банке и четырех — в банке ВТБ.
Впрочем, далеко не все банки подстраховались залогами, выдавая кредиты владельцам «Фаэтона». Так, в бедственном положении оказался МДМ-банк, которому компания задолжала около полумиллиарда рублей. Однако долг этот был не кредитным, а облигационным, занятым по бумагам «Фаэтон-Аэро-Финанс». В результате весной этого года банк принял решение переуступить свои требования аффилированным структурам топливного холдинга всего за 30 млн рублей.
Эта сделка, кстати, повлекла за собой неприятные для других банков-кредиторов последствия. Переуступка долга позволила бенефициарам получить большинство голосов на собраниях кредиторов. Соответственно, они смогли выступать с ходатайствами об отстранении конкурсного управляющего.
Отметим, что владельцы холдинговой компании «Фаэтон» братья Снопки изначально вели процедуру банкротства своей структуры «Фаэтон-Аэро». В мае 2009 года они инициировали процесс о признании компании банкротом и, не дожидаясь, пока финансовые требования к ней предъявят крупные банки, сделали основными кредиторами близкие себе фирмы. Так, кредиторами, включенными в реестр, стали компании, родственные «Фаэтону», - ООО «Центральное коллекторское агентство», "Фаэтон-Аэро-Финанс", ЗАО "Копорье", ЗАО "Ленпромтранспроект" и "FDG Investment Ltd.", ОАО "Остроговицы" и ОАО "Верево". Они претендуют на львиную долю имущества банкрота. Только сумма исковых требований ООО «Центральное коллекторское агентство» - 1,8 млрд рублей.
Ранее банки-кредиторы, среди которых «Уралсиб», Росевробанк, ЮниКредитБанк, ВТБ добились исключения из реестра ООО «Фаэтон-Аэро» требований ЗАО «Октан”, ООО «Промтранс», ООО «Фаэтон Девелопмент Груп» и ООО «Пилигрим-2» на общую сумму 2,7 млрд руб. По мнению банкиров, все эти компании аффилированы с должником, а их включение в реестр ООО «Фаэтон-Аэро» могло позволить бенефициарам банкрота получить тотальный контроль на собраниях кредиторов. Невключение этих требований грозило Снопкам переходом контроля к кредиторам-банкам, но они смогли договориться с МДМ-банком, и контроль перешел к ним.
Если суд 29 октября будет придерживаться мнения Юрия Фёдорова, помимо прочего представляющего во всех процедурах банкротства компании-банкроты холдинга «Фаэтон», то другим кредиторам не достанется ничего. По данным Дениса Лебедя, имущество «Фаэтон-Аэро» на сегодняшний день стоит примерно 1 млрд рублей.
Напомним, финансовые трудности у холдинга «Фаэтон» начались во время финансового кризиса 2008 года. К этому моменту компания была едва ли не одной из самых закредитованных структур. По решению владельцев, «Фаэтон» развивал сразу несколько проектов.
В частности, «Фаэтон-Аэро» стали превращать в единственную в Петербурге сеть АЗС премиум-класса. Компания стала партнером концерна BMW, сделала ставку на продажу высококачественного немецкого бензина. Параллельно «Фаэтон» попытался выйти на рынок плавучих заправок для маломерных судов. Было приобретено четыре объекта для строительства водных станций, в том числе в Кронштадте и на Крестовском острове. Затраты на их приобретение оценивались в 63 млн рублей.
«Фаэтон» также громко проанонсировал свой выход на топливный рынок Москвы и других регионов. В столице холдинг приобрел контрольный пакет акций ОАО «Московская инвестиционная газомоторная компания» и открыл представительство ООО «Фаэтон – сеть номер 1». А, к примеру, в Волгограде купил 10 местных АЗС за 400 млн рублей.
В том же 2008 году «Фаэтон» предпринял попытку подняться на международный уровень. Холдинг выиграл тендер чешского правительства на приобретение местной сети АЗС Pap Oil, состоящей из 140 станций. Предполагалось, что стоимость контракта составит 100 млн евро, однако сделка так и не была завершена.
Все начатые проекты «Фаэтона» требовали финансирования, в результате структура просто не выдержала нагрузки. Слабые попытки менеджмента спасти ситуацию, избавившись от непрофильных и нерентабельных активов, ни к чему не привели. К кризису компании удалось продать лишь несколько АЗС. Вырученных с продажи средств не хватило, чтобы хоть что-то дать кредиторам, которые уже начали активно требовать свои деньги.
Но столь стремительного признания себя банкротом от «Фаэтона», похоже, никто не ожидал. Не успевшие получить свои средства банки «Глобэкс», «Санкт-Петербург», «ЮниКредит», Сбербанк выступили инициаторами возбуждения уголовных дел по статьям 196 (преднамеренное банкротство) и 176 (незаконное получение кредита) УК РФ. В рамках этих дел в компаниях еще в 2009 году были проведены обыски и выемка документов. Однако до сих пор материалы до суда не дошли.
Холдинг «Фаэтон» является одним из крупнейших независимых топливных операторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Конкурсное производство в отношении ключевой структуры группы - ООО «Фаэтон-Аэро» - введено 22 июня 2011 года, общая кредиторская задолженность компании составляет более 5 млрд руб. Всего в процедуре банкротства находится более 10 предприятий холдинга, представляющих топливное, девелоперское и аграрное направления его бизнеса. Совокупный объем кредиторской задолженности группы приближается к 1 млрд долларов, в числе кредиторов «Фаэтона» - около 20 банков, включая Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк.
Отметим, что в конце сентября 2012 года, согласно данным СМИ, у кредиторов «Фаэтона» появился шанс вернуть свои средства через реализацию всех залоговых заправок компании в Петербурге. Газеты сообщали со ссылкой на осведомленные источники, что в приобретении сети «Фаэтон» (23 АЗС) заинтересована «Роснефть». Однако подробности будущей сделки не сообщались.