«Фонтанка» продолжает публикацию путевых заметок корреспондента, на крыльях урагана "Сэнди" добравшегося до США. Приходя в себя после стихии, Америка готовится к выборам. Путь от урагана до нового президента в наблюдениях «Фонтанки».
Никакие ухищрения пиарщиков обоих предвыборных штабов не смогли победить силы природы. В последние дни президентской гонки в США в тренде новостей и соцсетей не имена политических конкурентов, а простое имя - Сэнди. Своенравная дама и так устроила пиршество, оставляя людей в крупнейших городах восточного побережья без света и домов. На десерт она оставила себе главное блюдо - президента. "Фонтанка" разбиралась, в чью сторону дует ветер.
Тысячи людей без света, десятки погибших, разрушенные дома и нарушенная инфраструктура - не самое приятное, что могло выпасть на финальную часть президентской гонки. С точки зря американских политтехнологов ветер в буквальном смысле смешал все карты.
Оба кандидата были вынуждены отложить свои визиты по штатам на время борьбы со стихией. И если Ромни не оставалось ничего, кроме слов поддержки и решения дать свои агитавтобусы для помощи в пострадавших районах, то Бараку Обаме сама природа подарила второй шанс, считает профессор Университета Огайо Пол Бэк, один из самых известных специалистов по выборному процессу в США, - из кандидата Обама снова оказался в роли действующего президента и именно правильность предпринятых им мер теперь может сыграть решающую роль в волеизъявлении. Даже несмотря на то, что значительное число голосующих уже успело сделать свой выбор досрочно.
Впрочем, лидер демократов в Огайо Крис Редферн настаивает, что его партия будет бороться за каждый голос. Его не останавливает даже то, что уже порядка 30% местных посетили участки или отправили свой бюллетень почтой.
Как воспримут предпринимаемые президентом шаги по разрешению непростой ситуации в стране, во многом определит исход голосования в ряде ключевых сомневающихся штатов. О том, насколько важно "держать нос по ветру", Барак Обама знает не понаслышке: его предшественник в Белом доме Джордж Буш-младший растерял доверие электората как раз после разрушительного урагана "Катрина" в 2005 году. Американцы оказались крайне недовольны мерами федерального правительства. Отчасти на руку нынешнему хозяину Овального кабинета и заявления его оппонента, сделанные незадолго до прихода "Сэнди". В частности, Митт Ромни выступал с критикой Федеральной ассоциации по работе в чрезвычайных ситуациях (FEMA).
Другое дело, что далеко не все заинтересованные избиратели смогут узнать о том, что думают и делают кандидаты в связи с ураганом. Избиратели попросту не получат информацию: нет света - нет телевизора.
Американский феномен: большая часть предвыборного бюджета обоих кандидатов тратится только на телевизионную рекламу. Телебюджеты в любой стране достаточно велики, но тут речь идет едва ли не о соотношении 90 к 10 в сравнении со всеми остальными способами доставки информации. Цифры впечатляющие: 880 миллионов долларов оба претендента на пост президента уже влили в рекламу и 20% от этой суммы приходится на Огайо.
Американцы и на самом деле аддикты голубого экрана и смотрят гигантское количество роликов. Но в эту кампанию от их обилия они уже устали и просто переключают канал, а то и вовсе не включают телевизор, считает Бэк. Деньги вливаются в рекламу уже больше по привычке. Отсутствие электричества тоже не дает целевой аудитории получить свою дозу информации. На улицах Америки практически нет наружной предвыборной агитации. Газеты по большей части сохраняют нейтралитет.
Несмотря на расчеты политтехнологов и планирование предвыборных бюджетов, лидер демократов Огайо Крис Редферн признался, что до сих пор самым эффективным остается "дедовский" способ. В буквальном смысле достучаться до избирателя. Волонтеры ходят от двери к двери и разговаривают с каждым потенциальным избирателем.
Второй действенный способ - прямая рассылка по электронной и обычной почте. Чтобы и здесь деньги не были бы потрачены впустую, партийцам приходится проводить подробнейшее исследование электората. "Мы знаем абсолютно все о наших жителях, кто где учился, на ком женился, какие партии предпочитает, в какую церковь ходит, - говорит Редферн. - Мы готовим персональное сообщение для каждого; то, что подходит для сорокалетней домохозяйки, не склонит на нашу сторону 30-летнего предпринимателя". Универсальной формулы для всех американцев нет, нельзя привлечь только гарантиями стабильности или гибкой налоговой политикой.
Ученые и, в частности Пол Бэк, отмечают, что учитываются десятки факторов: гендерные, профессиональные, образовательные (предпочтения меняются даже в период обучения в колледжах), расовые, возрастные и многие другие. Все вместе или по отдельности их приходится собирать в коктейли, которыми и потчуют затем избирателей. Однако гарантий нет даже и при такой высокой политической кулинарии: если бы сегодня, к примеру, голосовало только белое большинство, то без сомнений выиграл бы Ромни. Но даже если против Обамы выступит все белое население, это еще не гарантирует его проигрыша. Именно за счет активных молодых неофитов - постоянно прибывающих новых американцев, в том числе из латинских стран.
Начало путевых заметок: Унесенные ветром.
Ксения Потеева, «Фонтанка.ру»