По десять лет лишения свободы получили бывшие оперативники Московского РУВД, признанные виновными в смерти задержанного ими в октябре 2010 года Дениса Выржиковского. Адвокаты уверены в невиновности своих подзащитных и надеются это доказать в кассационной инстанции. Представленные защитой материалы если и не убеждают, то заставляют задуматься.
Денис Выржиковский умер в Александровской больнице 10 октября 2010 года. 14 октября 2010 года Следственный комитет сообщил: 28-летний мужчина скончался после побоев, которым он, видимо, подвергся в Московском РУВД. Было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренным частью четвертой статьи 111 и статьёй 286 УК России (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего. По версии следствия, оперативники уголовного розыска Московского РУВД незаконно доставили Выржиковского в милицию и избили его, добиваясь признательных показаний.
Начиналось хорошо
Две молодые женщины - как считают в полиции, Наталия Сотина и Ольга Зверькова - под видом сотрудниц «Ленэнерго» проникали в квартиры граждан, и, пока одна отвлекала внимание хозяев, вторая похищала деньги и ценные вещи. 29 октября 2010 года потенциальные потерпевшие в Московском районе оказались внимательными. Зверьковой удалось скрыться, Сотину задержали и вместе с заявлением передали милиционерам. Оперативное сопровождение дела было поручено начальнику отдела по борьбе с имущественными преступлениями ОУР Московского РУВД Илье Гальчуку и его подчиненным — оперуполномоченным Дмитрию Ситникову, Александру Саенко, Игорю Семёнову, Роману Ишталову и Сергею Лучутенкову.
Когда Сотина на допросе сообщила, что кражи совершала вместе со Зверьковой, следователь Черных, возбудившая уголовное дело, дала сотрудникам ОБИП поручение найти Зверькову и доставить в РУВД для следственных действий.
Продолжалось как всегда
Дальнейшие действия начальника ОБИП и его подчинённых описаны в приговоре следующим образом. Как установил суд, Гальчук сразу же вступил с подчинёнными «в преступный сговор», направленный на превышение власти и служебных полномочий при исполнении этого поручения. Ситников и Саенко определили квартиру в доме 12 по проспекту Славы, в которой Зверькова проживала со своим гражданским мужем Выржиковским, и установили наблюдение.
Затем их сменили Ишталов, Семёнов и Лучутенков. Дождавшись, когда Зверькова вышла из квартиры, оперативники задержали её, забрали ключи и незаконно проникли в квартиру, в которой оставался Выржиковский. И как следует из приговора, после незаконного обыска оперативники с помощью прибывшего Гальчука доставили Зверькову и Выржиковского в Московское РУВД, причем к обоим задержанным незаконно применялись наручники, а Выржиковский был задержан без достаточных оснований. В кабинетах уголовного розыска Гальчук и Ситников избили задержанных, после чего, уже около 01:30 2 октября 2010 года, доставили их в 12-й отдел милиции, где передали в дежурную часть, ложно обвинив в нахождении в общественном месте в пьяном виде.
Около 8 утра к Выржиковскому, с которым случился судорожный припадок, была вызвана «скорая помощь». Выржиковского доставили в 26-ю городскую больницу, где он и скончался 10 октября. Причиной смерти послужили травмы: многочисленные гематомы и ссадины, а главное, переломы обоих плеч с разрывами суставных сумок. Организм больного, ослабленный гепатитом, наркотиками и алкоголем, не справился с полученными повреждениями.
Установив вину Гальчука и Ситникова в причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, повлекшего по неосторожности смерть, а также в превышении власти и должностных полномочий, суд определил им наказание в виде лишения свободы сроком на 10 лет каждому, с отбыванием в колонии строгого режима. Остальные опера, которым вменялось только превышение должностных полномочий, получили меньше. Ишталов и Саенко получили по 2 года общего режима и с учётом отсиженного в предварительном заключении уже в этом месяце выйдут на свободу. Семёнову и Лучутенкову наказание назначено условно, с испытательным сроком 2 года, Семёнову — 3,5 года, Лучутенкову — 3 года.
Адвокаты Ильи Гальчука и Дмитрия Ситникова уже сообщили, что не согласны с приговором и будут его обжаловать. Более того, защитники уверены, что невиновность их подзащитных в избиении Выржиковского доказана в судебном заседании почти математически, и удивляются, что суд не принял их аргументы.
Защита: давайте посчитаем
О своём взгляде на причины смерти Выржиковского сами оперативники Московского ОБИП рассказали «Фонтанке» ещё осенью 2010 года, перед тем как явиться на допрос в Следственный комитет. Милиционеры утверждали: да, Зверькова и Выржиковский были доставлены в наручниках, да, содержались в Московском РУВД без формальных оснований. Одновременно они были уверены, что оставляли обоих в 12-м отделе милиции живых и здоровых. Их не били не только потому, что бить задержанных вообще нельзя, но и потому, что это не имело никакого смысла: Зверькова давала признательные показания, а Выржиковский, говорят, был им вообще неинтересен.
Дальше — арифметика. По версии обвинения, Выржиковский был избит в период 20:30 — 21:00 в день задержания в кабинетах ОУР Московского РУВД. По мнению защиты, это утверждение опровергается материалами, рассмотренными в ходе судебного следствия, и Выржиковский получил телесные повреждения, которые привели к смерти, значительно позднее, скорее всего уже в больнице.
Никто не видел, как Гальчук, Ситников или кто-либо иной избивал задержанного. Напротив, в деле, как считают адвокаты, имеются доказательства обратного. Так, около 23 часов Выржиковского снимал на видео сотрудник пресс-службы ГУВД. Как замечает защитник Ситникова Владислав Фомин, к этому времени с предполагаемого момента избиения должно было пройти уже около двух часов и внешние последствия травм не могли не проявиться. На лице должны были быть синяки и ссадины. Адвокат предлагает посмотреть на имеющийся в деле снимок с видеозаписи пресс-службы:
Человек со сломанными плечами и разорванными плечевыми суставными сумками не может владеть руками, говорит защитник. В то же время на видеозаписи видно, как Выржиковский подносит к губам сигарету, держа её в правой руке. По мнению же обвинения, к этому времени Выржиковский уже получил травмы, которые позже выглядели так:
Травмы Выржиковского не замечают не только сотрудники дежурной части 12-го отдела милиции, которых можно заподозрить в корпоративной солидарности, но и медики скорой помощи, прибывшие по вызову в отдел полиции около 8 утра 2 октября. К этому времени после получения травм должно было бы пройти около 11 часов, что должно исключить возможность двигать руками и даже самостоятельно ходить, но Выржиковский самостоятельно посещает туалет, одевается, доходит до машины скорой. Это подтверждается не только показаниями врачей и милиционеров, но и записями с камер видеонаблюдения, рассказывает адвокат. Более того, пятеро медиков, осматривавших Выржиковского в приёмном покое 26-й больницы, следов побоев на лице не замечают, переломов обоих плеч не обнаруживают даже после осмотра травматолога, фиксируют лишь подозрение на вывих или перелом в левом плече.
Гуманизм к подследственным потерпевшим
Суд не увидел оснований не доверять показаниям Наталии Сотиной и Ольги Зверьковой, положенным в основу приговора. Ни наркозависимость, ни асоциальный образ жизни, ни подозрение в кражах не являются основанием для того, чтобы поставить их показания под сомнение, это не предусмотрено законом – говорит судья. К моменту их задержания в сентябре 2010 года уголовное дело по обвинению подружек в пяти эпизодах краж находилось в Выборгском суде. Два эпизода краж вменялись Сотиной и Зверьковой в Московском районе. Как полагают защитники, возможность избежать наказания в обмен на «правильные» показания против сотрудников милиции могла быть мотивом. Во всяком случае, несмотря на то что прошло два года, о судьбе этих уголовных дел ничего не известно.
Отметим, что гуманизм по отношению к потерпевшим от милиционеров девушкам впрок не пошёл. В апреле 2012 года и Сотина, и Зверькова были опять задержаны за кражи, которые совершали по привычному сценарию, теперь уже в Невском районе. Сотина осуждена, следствие в отношении Зверьковой продолжается.
Ещё немного арифметики. По словам защитника Ильи Гальчука Владимира Львова, следствие не дружит с арифметикой. Если, основываясь на результатах судебной экспертизы, правильно посчитать время нанесения телесных повреждений, получится, что Выржиковский должен был быть избит до того, как его задержали милиционеры, у себя дома.
«Я надеялся на мужество и ответственность судьи, - говорит Владимир Львов, - я ошибся. Конечно, приговор обусловлен резонансом и общественным мнением, настроенным против сотрудников милиции. Но я уверен, нам удастся доказать — наши подзащитные в смерти Выржиковского невиновны».
Денис Коротков, «Фонтанка.ру»