13 ноября в Смольном выбирали лучшие проекты развития исторических кварталов «Конюшенная» и «Северная Коломна - Новая Голландия». В ближайшее время они будут представлены на суд общественности в администрациях районов. Впоследствии на их основе город собирается создавать мастер-планы и проекты планировки территорий вокруг Новой Голландии и Марсова поля. Такая практика широко применяется в градостроительстве, отмечают в Смольном, приводя в пример Нью-Йорк с развитием зоны «граунд зеро», где до 11 сентября 2001 года располагались башни-близнецы.
На суд компетентного жюри во вторник, 13 ноября, были представлены семь разных проектов. Так или иначе, они уже были известны и архитекторам, и градозащитникам, и жителям. К примеру, проект развития территории «Северной Коломны - Новой Голландии» в исполнении архитектурной мастерской А. А. Литвинова был представлен международной публике еще на петербургских стендах Экономического форума 2012 года.
Он, напомним, предполагает внедрение в транспортную систему города довольно радикальной идеи – сделать Дворцовую набережную пешеходной, а транспортные потоки пустить по тоннелю в акватории Невы. Идея архитектурной мастерской по поводу квартала в рамках Дворцовой набережной, Лебяжьей канавки, набережной Мойки, Конюшенной площади, набережной канала Грибоедова и Зимней канавки заключается в строительстве амфитеатра с фонтанами на Марсовом поле и превращении Конюшенной площади в зеленую зону.
Другие проектные организации соревновались в том, чье пока нарисованное пешеходное пространство окажется больше и удобнее. Так, ООО «Генпроект» предложило освободить от транспорта набережную канала Грибоедова, Миллионную улицу, набережную Мойки, а также площадь Труда, набережную Крюкова канала, улицу Писарева. Взамен компания собирается организовать 30 км новых велосипедных маршрутов, а также по 20 га новых зеленых зон в рамках каждого из двух кварталов.
Обилие «зеленого» на карте Петербурга, предложенное проектировщиком, вызвало понятный вопрос у жюри: сколько же придется в угоду зелени и новым постройкам снести памятников? Представитель «Генпроекта» Дмитрий Верхотин парировал: «Мне кажется, надо быть смелее в центре города. Надо находить решения и компромиссы между наследием и современностью».
Наиболее продуманные с транспортной точки зрения проекты развития кварталов представила «Студия 44» архитектора Никиты Явейна. Он увязал основные пешеходные зоны с проектируемыми станциями метрополитена, а также предложил дублировать пешеходные потоки линиями водного такси.
Студия также рекомендует сделать дополнительные входы в Эрмитаж, Главный штаб и другие популярные музеи, чтобы избежать длинных очередей из туристов на входе.
Впрочем, и Явейн не смог удержаться от всеобщего тренда организации пешеходного пространства и предложил сделать свободной от машин набережную Мойки. Более того, по его задумке, северная сторона набережной должна стать зоной расположения летних кафе. Чем будет заполнена набережная в зимнее время, архитектор не уточнил.
Представив свой проект, зодчий честно заявил собравшимся, что все нарисованное в настоящее время просто невыполнимо. «Действующее федеральное законодательство просто не позволит нам осуществить ни одного из задуманных проектов. Пока все, что мы можем себе позволить, – точечные объекты реконструкции. На мой взгляд, необходимо создать федеральный совет, который займется созданием законодательной базы под реконструкцию центра Петербурга. Потом, возможно, наш опыт станет основой для работы в других городах», - отметил архитектор.
Споры между архитекторами и членами жюри возникли по поводу судьбы Университета физкультуры им. Лесгафта. ЗАО «Горпроект» предложило снести стадион учебного заведения и построить на его месте многоуровневый паркинг на 2 тысячи машино-мест. А ООО «Спектрум-Холдинг» и вовсе придумало снести университет и воссоздать на его площадях Демидовский сад, добавив к нему павильон станции «Театральная-2».
«А вы сообщили о своих идеях ректору университета? – не выдержал член жюри, глава НПО «Тетраполис» Владимир Ходырев. «Куда же денется учебное заведение? Может быть, за КАД?» - вторил коллеге глава совета ректоров Владимир Васильев. «Возможно, его стоит переселить в район КАДа или за кольцевую…» - не смутившись, прокомментировал представитель «Спектрум-Холдинга» Всеволод Яковлев.
Автор «Охта центра», ныне представитель ЗАО «Горпроект» Филипп Никандров, привыкший смотреть на город с высоты, заявил, что много думал насчет петербургских крыш. Ему не нравится, что все они покрашены в разные цвета. «Сейчас сверху город напоминает лоскутное одеяло. А например, в Париже все крыши покрашены в серый цвет, в Германии предпочитают красить кровли в красный, кирпичный. Это своеобразная визитка города», - заявил Никандров. Для Петербурга он предложил вариант покраски крыш в красный, как выразился архитектор, «теплый» цвет.
Студия «Содис», напротив, обратила взор не вверх, а вниз, в подземное пространство. Мастерская предложила сформировать огромные пешеходные переходы от Дворцовой площади до Александровского сада и от Сенатской площади до Конногвардейского бульвара. Предлагается создать там торговые зоны.
Хотя все члены жюри согласились с мнением главы КГИОП Александра Макарова, который еще в начале заседания наметил лидеров конкурса – мастерскую Литвинова, Явейна и Верхотина («Геопроект»), видно было, что представленные концепции не вызвали восторга. «Я бы не сказал, что увидел свежие идеи для реализации в историческом центре. Тоннель под Невой обсуждали много лет назад, но всегда натыкались на неразрешимый вопрос, - как строить выходы из этого тоннеля и развязки с набережными. Ответ на этот вопрос не всегда рифмуется со здравым смыслом», - отметил сопредседатель ВООПиК Александр Марголис.
«На картинках все проекты смотрятся хорошо, но мы не должны забывать, что большую часть времени наш город живет не летом, а зимой, - добавил Александр Сокуров. – Если мы организуем большое общественное пространство, то должны задуматься над тем, как оно будет заполняться не только в теплое время. Нужно организовывать ярмарки, катки». Также Сокуров не согласился с предложениями зодчих убрать из центра города производственные помещения. «Вы говорите: рюмочные, шиномонтажи… Но если мы уберем все из центра города, то мы рискуем превратить его в мертвую зону только для туристов», - заключил режиссер.
Чтобы сгладить споры, губернатор Полтавченко заявил, что все проекты хороши по-своему, во всех есть свои плюсы. «Если авторы не против, мы их представим широкой общественности», - предложил градоначальник. Своего мнения Полтавченко не высказал, возможно взяв тайм-аут для принятия решения. Общественности в лице СМИ губернатор объявил, что результаты голосования на лучший проект следует ждать в среду, 15 ноября.
Маша Могилевская,
"Фонтанка.ру"