Воплотится ли в жизнь поддержанная губернатором Петербурга идея сделать из стадиона на Крестовском острове всенародную стройку? Во сколько в итоге обойдется казне Петербурга арена для «Зенита»? И завершится ли строительство в 2015 году? На эти и многие другие вопросы ответил заместитель генерального директора ОАО «Главстрой» (сейчас руководит возведением стадиона) Карен Мдиванян в эксклюзивном интервью «Фонтанке».
- Карен Эдуардович, в конце октября завершились переговоры между Смольным и генподрядчиком о продлении контракта на строительство стадиона. Почему корпорация «Трансстрой» согласилась на условия города о продлении договора только на год?
- То, что контракт продлен только на год, обусловлено требованиями Бюджетного кодекса, правилами бюджетирования. Согласно им заказчик не имеет права продлить контракт более чем на год, так как в предыдущем бюджете Петербурга было прописано, что стройка закончится в 2013 году.
Однако мы получили гарантии того, что договор с нами будет продлен до конца строительства. Со своей стороны «Трансстрой» обязался сдать стадион в эксплуатацию в 2015 году.
- «Трансстрой» - коммерческая, а не благотворительная компания. Ваша задача — извлечение прибыли. Значит ли то, что вы согласились пролонгировать контракт, что он остался выгодным для вас?
- Условия контракта изменились исходя из изменений самого проекта стадиона.
Стадион на Крестовском — уникальный объект. Могу сказать, что аналогичного стадиона в мире нет и не будет, по моей оценке, еще лет пять. С таким объемом — около 70 тысяч зрителей, с такими сложными элементами, как выкатное поле и раздвижная крыша, с таким передовым телевизионным, трансляционным оборудованием, он будет единственным в своем роде.
Уникальность проекту придает также авторство выдающегося архитектора современности, архитектора мирового масштаба Кисе Курокавы. Стадион стал его последним, а потому самым заметным проектом.
Именно уникальность сооружения диктует корпорации не столько стремление к получению финансовой выгоды, сколько стремление к получению имиджевых дивидендов. Для нас этот стадион не столько вопрос коммерции, сколько возможность выйти на новый уровень. Построив и сдав этот объект, мы выйдем на мировую арену, на международный рынок.
- Получается, что после сдачи объекта вы станете единственной в мире компанией, имеющей уникальный опыт подобного строительства?
- Уже сегодня мы одни из немногих в мире, кто обладает такими компетенциями.
Многие хотели бы иметь такой проект в своем портфеле. Лично я принимал участие в строительстве многих стадионов. По-своему уникален объект в Казани, по-своему интересен Олимпийский стадион в Сочи. Но именно стадион «Зенита» является тем проектом, который вобрал в себя все современные, передовые технологии, существующие на данный момент. Поэтому да, мы будем той компанией, которая сможет заявить о том, что является носителем уникального строительного опыта.
- Именно из-за уникальности проекта вокруг него до сих пор не утихают дискуссии. Многие полагают, что Петербургу такой суперсовременный и дорогой стадион не нужен. В действительности, не совсем понятно, будет ли сооружение востребовано после чемпионата мира по футболу 2018 года.
- Я не думаю, что строители Исаакиевского собора, возводя его, думали о том, как он будет заполняться и будет ли востребован. Будет ли стадион заполняться - это вопрос к тем, кто его будет эксплуатировать. При грамотном менеджменте такой объект можно задействовать не два-три раза в год, а постоянно, минимум несколько раз в месяц. Петербург - это город, который просто не может не иметь такой стадион.
- Возвращаясь к недалекому будущему: в 2013 году, согласно заключенному контракту, вы должны освоить более 10 млрд рублей.
- До конца следующего года мы должны завершить строительство самых сложных инженерных конструкций. Это стационарная часть раздвижной кровли, конструкция выкатного поля и мост над ним. Финансовый план, который мы выстроили, выполнить сложно, но невозможного нет. Хочу сказать, что на сегодняшний день мы увеличили число работников на объекте в три раза. Сейчас на стройке занята почти тысяча рабочих. Ожидаем, что в пиковые нагрузки на объекте будут работать до 2 тысяч человек.
В октябре мы выполнили в два раза больше работ, чем в сентябре. В ноябре освоим вдвое больше, чем в октябре. Работать быстрыми темпами помогает сильнейшая инженерная команда. Возможно, таким же потенциалом обладают еще две-три российские компании. Но для того, чтобы войти в проект, им потребовалось бы время — для сбора команды, для мобилизации техники. Это невозможно сделать за один месяц, и при смене подрядчика строительство неизбежно затянулось бы. Работы на строительстве стадиона на Крестовском, действительно, очень сложные с точки зрения инженерии, этот проект войдет в учебники по проектированию.
- Недавно "Трансстрой" объявил внутренний тендер по выбору поставщиков металлоконструкций для крыши стадиона. По вашим оценкам, среди российских и петербургских производителей есть те, кто сможет освоить необходимый объем — свыше 18 тысяч тонн металла?
- Все материалы, которые требуются для строительства, мы заказываем в России. Исключение составляют только те конструкции, которые в нашей стране не производятся.
Производство металлоконструкций для кровли стадиона требует почти микронной точности, характерной для машиностроения, но для металлургических заводов такие конструкции относятся к категории повышенной сложности. Представьте себе огромную стотонную деталь, сделанную по размерам, выверенным до микрона.
Тем не менее заводы, которые могут производить такие детали, в России есть. Есть они и в Петербурге. Однако одному предприятию требуемый для стадиона объем не освоить. Скорее всего, заказы будут размещаться по разным предприятиям. Сейчас переговоры с потенциальными поставщиками подходят к завершающей стадии. Я думаю, что в конце января следующего года мы начнем работы по монтажу кровли.
- Вы сказали, что закажете в России все, что у нас производится. Следует понимать, что отечественная промышленность производит не все необходимое для воплощения проекта?
- Сама раздвижная крыша будет сделана из немецкого металла. Салазки, по которым она будет двигаться, тоже закажем у немецких производителей.
- Когда конструкции кровли и поля будут смонтированы, сколько времени потребуется, чтобы передвинуть «газон» и закрыть или открыть крышу?
- В мире всего три выкатных поля. Они выдвигаются от 9 до 1,5 часа. Время зависит от установленного механизма. Для нашего объекта мы еще разрабатываем технологические аспекты. Думаю, скорость поля будет известна через два-три месяца. Сейчас я могу сказать, что поле будет двигаться по 18-рельсовым путям на 320 тележках. Что же до приводного механизма, то в окончательном варианте он предстанет к весне. Мы постараемся сделать поле довольно быстрым, чтобы обеспечить стадиону оперативную «смену декораций» и упростить его эксплуатацию. Что касается крыши, то она закрывается в течение минут, максимум получаса.
- Финансирование проекта компания вновь получает в зиму. Не повлияет ли это на ход и стоимость возведения арены?
- Хороший строитель никогда не скажет о зависимости стройки от погоды. Сейчас мы готовы работать и зимой и летом. Темпы строительства этой зимой мы будем только наращивать. Конечно, это приведет к дополнительным трудозатратам. Но перед нами стоит задача сдать стадион в 2015 году, и мы должны ее выполнить.
- Как проходит оптимизация сметы, о которой власти Петербурга говорили после заключения контракта?
- Я могу сказать, что стадион Петербургу обойдется на 5 - 6 млрд руб. меньше. Экономия будет достигнута за счет нашего тендерного снижения. Мы обещали построить стадион дешевле, когда принимали участие в конкурсе, и мы планируем придерживаться своего решения.
- Вы говорите о завершении стройки в 2015-м, но в свое время строительные власти Петербурга заявляли, что после сдачи объекта год или полтора потребуется на пусконаладочные работы. Таким образом, открыть стадион можно будет только в конце 2016-го?
- Я не думаю, что пусконаладка потребует столько времени. Приведу простой пример: центральный Олимпийский стадион, игры на котором должны пройти в апреле 2014 года, еще не полностью закрыт крышей. Также не установлено оборудование. Но на этой стройке нет «лишних» года-полутора. Олимпийские игры перенести нельзя.
При интенсивной работе пусконаладочная часть на арене займет два-три месяца, и не больше.
- Можете ли вы подвести промежуточные итоги 2012 года на стройке?
- Важнейший этап этого года — это принятие заказчиком решения о продолжении стройки. А также решение о передаче в руки генподрядчика рабочего проектирования. Ранее работы тормозились, так как были проблемы с получением проектной документации от проектировщика. Были и вопросы по качеству документов.
Теперь же за разработку документации и стройку отвечает одно лицо — генподрядчик. Соответственно мы заинтересованы, чтобы документация была качественной и поступала в срок.
То, что мы перешли к активной стройке, видно невооруженным глазом. Раньше на площадке у нас было 5 кранов, сейчас мы устанавливаем 11-й.
- Что вы скажете о поддержанном губернатором Петербурга предложении организовывать субботники для помощи строителям стадиона? Требуется ли вам помощь горожан?
- Наша компания участвовала в восстановлении погорелых деревень в Центральной России, пострадавших в 2010 году. Когда мы близились к завершению, власти выделили нам людей, которые подметали улицы, мыли окна, сажали деревья, убирали тротуары. Это стало очень хорошим подспорьем.
Не исключено, что такая помощь потребуется и на стадионе. Но пока на площадке ведутся спецработы. На стройке заняты люди, прошедшие инструктаж, в том числе по технике безопасности. Тем, кто не имеет соответствующих навыков, сейчас на стройке находиться просто опасно. Но как только основная работа будет закончена и с площадки будет выведена техника, мы будем просить город привлечь петербуржцев к благоустройству. Возможно, участие в стройке, пусть и на завершающем этапе, изменит отношение скептически настроенных горожан к проекту.
Справка:
Карен Мдиванян стал заместителем генерального директора «Главстрой» в 2009 году. Тогда отмечалось, что бизнесмен будет курировать строительство жилых массивов «Юнтолово» и «Северная долина», офисного квартала на улицах Шкапина и Розенштейна, стадиона для футбольного клуба «Зенит» на Крестовском острове, реконструкцию Апраксина двора.
Карен Мдиванян начал работу в «Базовом Элементе» (корпорации Олега Дерипаски, в которую входит «Главстрой» и «Трансстрой») в августе 2008 года. До этого он возглавлял департамент специальных программ и проектов в Министерстве регионального развития РФ. И занимался координацией строительства олимпийских объектов в Сочи.
Беседовала Маша Могилевская, «Фонтанка.ру»