Дочь ректора Горного института Ольга Литвиненко категорически опровергла слова своего бывшего помощника Ильи Хлусова о том, что он якобы именно по её указанию участвовал в хищении бюджетных средств. Между тем «Фонтанке» стали известны подробности показаний, которые Хлусов дал предварительному следствию. Из них следует, что экс-депутат Ольга Литвиненко организовала вывод из легального оборота десятков миллионов бюджетных рублей.
«Противоправных действий не совершала...»
Вот текст заявления, которое бывший депутат Ольга Литвиненко сделала специально для «Фонтанки»:
«Заявляю официально, что опровергаю свою любую причастность к каким бы то ни было противоправным действиям в России, в том числе в период осуществления мною депутатских полномочий. Любые попытки российской стороны привлечь меня к уголовной ответственности воспринимаю как "заказ" и давление на меня со стороны Следственного комитета.
Также прошу обратить внимание: мои бывшие помощники сидят все и по разным уголовным делам. Как я считаю — сфабрикованным с целью оказания на меня давления...»
Это заявление Ольга Литвиненко сделала после того, как 14 ноября в Дзержинском районном суде Илья Хлусов полностью признался в том, что принимал участие в хищении бюджетных средств по госконтрактам, заключённым между частными компаниями и администрацией Петроградского района Петербурга. При этом господин Хлусов заявил суду, что свои действия он предпринимал не по собственной инициативе, а по указанию своего тогдашнего непосредственного начальника — на тот момент депутата Законодательного собрания Петербурга Ольги Литвиненко.
Благодаря признанию своей вины и сотрудничеству со следствием Илья Хлусов получил сравнительно мягкий приговор — полтора года лишения свободы за хищение более чем 3,6 миллиона рублей бюджетных средств.
Впрочем, мягкость правосудия в отношении Хлусова может быть и преувеличена: подельник, по мнению следствия, Хлусова в этом деле — заместитель главы администрации Петроградского района Петербурга Надежда Соломахина — не только находится на свободе, но и продолжает исполнять обязанности замглавы районной администрации. Хотя следствие полагает, что хищение бюджетных средств стало возможным именно благодаря ей.
Хлусов же уже около 1 года и 3 месяцев пребывает в следственном изоляторе. Его супруга Мария Рябкова в связи с этим неоднократно заявляла «Фонтанке»: по её мнению, уголовное преследование Хлусова связано с конфликтом между Ольгой Литвиненко и её отцом, ректором Национального минерально-сырьевого университета «Горный» Владимиром Литвиненко.
Ещё более интригуют ставшие нам известными подробности показаний, которые Илья Хлусов дал в отношении Ольги Литвиненко.
Коза ностра
Фактически Илья Хлусов обвинил Ольгу Литвиненко в организации мошеннической схемы, цель которой — выведение из легального оборота так называемых «депутатских денег» (эти деньги выделяются из городского бюджета и тратятся под руководством каждого депутата). Со слов Хлусова следует, что в 2008 году Ольга Литвиненко сказала ему, будто хочет зарабатывать деньги через схему организации праздничных мероприятий в Петроградском районе Петербурга.
По словам Ильи Хлусова, суть схемы была такой.
Ольга Литвиненко все свои «депутатские деньги» направляла на проекты администрации Петроградского района. Эти деньги районная администрация переводила на счета частных компаний, которые выигрывали проводимые администрацией конкурсы на организацию праздничных мероприятий. Соответствующие фирмы (в уголовном деле фигурируют ООО «Гарант Северо-Запад» и ООО «Интернациональный центр творчества»), как следует из показаний Хлусова, были подконтрольны самой Ольге Литвиненко. А чтобы схема работала, Ольга Литвиненко, по словам Хлусова, познакомила его с заместителем главы администрации Петроградского района Надеждой Соломахиной.
Далее, как опять же следует из показаний бывшего помощника депутата, все полученные, в частности компанией «Гарант Северо-Запад», от районной администрации «депутатские деньги» обналичивались. Половину обналиченных денег Илья Хлусов, по его словам, всякий раз лично передавал Надежде Соломахиной в конверте. Господин Хлусов утверждает, будто именно на эти деньги и проводились праздничные мероприятия — но несколько в усечённом виде. Оставшаяся половина суммы, по словам Ильи Хлусова, передавалась Ольге Литвиненко, которая рассчитывалась с обнальщиками, с девочками, которые обслуживали бухгалтерию номинальных фирм, и со вторым своим помощником, Русланом Прасоловым.
15% от всех денег получал, как следует из показаний Ильи Хлусова, он сам.
Из показаний бывшего помощника депутата можно сделать вывод, что в 2010 году Ольга Литвиненко «пропустила» таким образом через администрацию Петроградского района около 22 миллионов рублей, в 2011 году — около 20 миллионов.
Каким образом подконтрольные Ольге Литвиненко номинальные фирмы выигрывали проводимые администрацией Петроградского района конкурсы, Илья Хлусов не смог объяснить следствию. Однако он сообщил, что вводные данные конкурсов формулировались таким образом, что со стороны участие в них могло показаться совсем непривлекательным. Если, конечно, не иметь в виду сопутствующие неформальные договоренности.
Дочь отвечает за отца?
В какой степени сказанное Ильей Хлусовым правда — должно разобраться следствие. Раз было заключено досудебное соглашение, значит, уместно предположить, что бывшему помощнику депутата поверили. Но в таком случае остаётся непонятным: а где же процессуальные последствия этих показаний для самой Ольги Литвиненко? Ведь фактически он представил бывшего депутата петербургского Законодательного собрания как главу преступной группировки.
И тем более непонятными становятся рассуждения о том, будто уголовное дело в отношении Ильи Хлусова «заказал» её отец, ректор Горного Владимир Литвиненко, в связи с разногласиями по поводу воспитания внуков. Получается, что его пытаются обвинить в инициировании уголовного преследования собственной дочери за совершение тяжкого преступления. Наказание за такое преступление может составить до 10 лет лишения свободы.
Справка:
Напомним, по версии следствия, в конце 2010 года Илья Хлусов вместе с подельниками якобы организовали участие в государственных контрактах двух ООО: «Гарант Северо-Запад» и «Интернациональный центр творчества». Следствие полагает, что обе компании были зарегистрированы в один день, а их руководителями были номинальные лица. В постановлении о привлечении Ильи Хлусова в качестве обвиняемого эти компании названы «подставными».
Стараниями Хлусова и его подельников, полагает следствие, эти компании сумели стать участниками государственных контрактов, заказчиком в которых выступала администрация Петроградского района Петербурга. Суть контрактов сводилась к проведению различных культурно-массовых мероприятий (как правило, праздников) районного масштаба. А суть преступления якобы сводилась к тому, что свои обязательства по данным контрактам подставные компании исполнили не полностью, а деньги получили полностью – благодаря тому, что акты сдачи-приемки выполненных работ были подписаны представителями районной администрации стараниями якобы заместителя главы администрации Петроградского района Надежды Соломахиной.
Следствие полагает, что в результате описанной мошеннической схемы бюджету был нанесен ущерб более чем в 3,6 миллиона рублей.
14 ноября судья Дзержинского районного суда Петербурга Анжелика Морозова вынесла Илье Хлусову обвинительный приговор за преступление, предусмотренное частью 4 статьи 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере»). В принципе, за совершение такого преступления закон предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»