Смольный провел первые общественные слушания по закупкам свыше 1 млрд рублей: рекомендация организовать такие мероприятия была принята федеральными правительством еще в августе. «Первым блином» стал конкурс на строительство «Спортивной-2» стоимостью 7 млрд рублей. Сказать, что он получился комом – значит ничего не сказать: на обсуждение тендера в комитет по транспорту пришел только корреспондент «Фонтанки».
В августе 2012 года премьер Дмитрий Медведев подписал поручение, согласно которому все федеральные органы власти должны обсуждать с общественностью закупки свыше 1 млрд рублей. Что касается субъектов Федерации, то для них это поручение носит рекомендательный характер. Впрочем, Смольный, как уже рассказывала «Фонтанка», намерен этой рекомендации следовать. Согласно принятому регламенту, проходить они должны в два этапа: сначала все заинтересованные лица могут задать заказчику вопрос на форуме федерального портала Zakupki.gov.ru, а потом – вживую, на публичных слушаниях.
Из государственных структур, расположенных в Петербурге, первой этот механизм обкатала федеральная Дирекция по строительству транспортного обхода, которая отвечает за КАД. В начале ноября она провела слушания по тендеру на строительство автоматический системы управления дорожным движением за 1,7 млрд рублей. Через Интернет ДСТО не получило ни одного вопроса, но зато на публичное обсуждение, которое состоялось в здании дирекции на 4-й линии В.О., пришло пять человек.
Из смольнинских ведомств первым встретиться лицом к лицу с критически настроенной общественностью решился комитет по транспорту, который сейчас проводит конкурс на строительство «Спортивной-2» за 7 млрд рублей. Наречие «критически» использовано не случайно. Из-за работ по возведению станции, которые уже давно ведет «Метрострой», на набережной Макарова введено одностороннее движение, что вкупе с капремонтом Дворцового моста привело к настоящему транспортного коллапсу на острове.
Однако узнать об этих слушаниях общественность могла только из уведомления, которое было размещено на сайте госзакупок через две недели после размещения заказа. В итоге на этапе виртуального обсуждения заказа комитет по транспорту получил только один вопрос. Да и тот был отправлен отнюдь не разгневанным василеостровцем или транспортным блогером, а представителем Национальной ассоциации институтов закупок. Это своеобразный аналог проекта «РосПил» Алексея Навального, только учрежден он был «Деловой Россией». Вопрос у ассоциации был формальный: по мнению ее сотрудника, представленное в документации требование предоставить банковскую гарантию на срок, превышающий срок контракта на 60 дней, ограничивает конкуренцию. Хотя понятно, что в масштабах двух с половиной лет, которые будет строиться станция, эти два месяца погоду не делают.
А на публичные слушания, которые прошли в 10 утра 19 ноября в конференц-зале комитета, вообще никто не пришел. Кроме корреспондента «Фонтанки», который обнаружил уведомление об их проведении только потому, что в силу своих обязанностей постоянно следит за сайтом госзакупок.
«Здесь будет обсуждение "Спортивной-2"?» – спросил автор этих строк у чиновника комитета, подходя к конференц-залу на 30 мест.
«Да, здесь, проходите», – удивленно ответил тот и куда-то скрылся. Но деваться уже было некуда, и через 15 минут он в компании со своим коллегой пришел в конференц-зал со пухлой сметой «Спортивной-2» в руках. Корреспондент «Фонтанки» сел по одну сторону большого овального стола, представители власти – по другую. Чиновник со сметой в руках представился как начальник отдела капстроительства комитета Петр Карелин; пришедший с ним – как главный инженер службы капстроительства ГУП «Петербургский метрополитен» Дмитрий Кунец. По их лицам было видно: нормальный человек не придет в 10 утра понедельника обсуждать нюансы строительства станции. И они пытливо разглядывали единственного пришедшего, пытаясь понять, кто он такой и что ему нужно.
Впрочем, когда, в свою очередь, представился уже корреспондент «Фонтанки», объяснив, что пришел просто посмотреть, как проходят слушания, оба расслабились. Но зато автор этих строк, наоборот, напрягся: он почувствовал за собой дыхание той самой критически настроенной общественности, которая так жаждала обсуждать дорогие закупки в блогах, а теперь не пришла. Линия фронта проходила по столу в конференц-зале комитета.
«Скажите, а почему вы не сообщили об этих слушаниях на сайте ведомства? Через какую-нибудь газету? Ведь тогда бы пришло гораздо больше людей!» – поинтересовался корреспондент нашего издания. «По регламенту Минэкономразвития, мы обязаны давать извещение только на сайте госзакупок, что мы и сделали, – ответил Петр Карелин. – Никуда мы от этого регламента отклоняться не будем. А если мы это сейчас в газете, на "Фонтанке" разместим, блогерам сообщим, то мы тут весь день будем сидеть. И потом, люди разные бывают. Кто-то скажет: "А мне не нужна эта станция!" И что, мы так и напишем в протоколе? Что был вопрос, что эту станцию не нужно строить?»
Продолжая чувствовать себя единственным представителем общественности, корреспондент «Фонтанки» спросил, почему сначала в бюджете на станцию было заложено 5 млрд, а теперь смета выросла до 7 млрд? Дмитрий Кунец объяснил, что 5 млрд резервировались, когда технический проект еще проходил экспертизу в Москве. В свою очередь, экспертиза сметы началась после утверждения техпроекта. И после ее завершения и появилась цифра в 7 млрд. А столь высокая стоимость, по его словам, объясняется сложностью объекта. Как известно, помимо подземного вестибюля и наклонного хода он включает в себя тоннель под Невой, по которому пассажиры будут ехать по горизонтальным эскалаторам – траволаторам.
Уже через час после окончания обсуждения публичных слушаний на сайте госзаказа появился их протокол. В качестве единственного присутствовавшего там обозначен корреспондент «Фонтанки», а также добавлено: «Других представителей от общественности не было». А в самом низу указан вердикт, что по итогам слушаний принято решение «продолжить процедуру размещения заказа без внесения изменений».