Появление в Петербурге до конца года закона, запрещающего оппозиционерам митинговать на центральных площадях и улицах города, по-прежнему под большим вопросом. Тормозится и процесс появления списка гайд-парков, где оппоненты власти смогут без согласования собираться на митинги. В распоряжении "Фонтанки" оказался документ с отрицательным заключением, где единственным таким местом названо Марсово поле.
Список свободных зон может появиться только после вступления в силу запретного перечня. Пока же чиновники комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности городской администрации «щупают» общественное мнение, представляя на суд общественности проект постановления, в котором фигурирует только одна резервация для несогласных - Марсово поле. Документ подвергся не только критике оппозиции, в стане которой не все уверены, что нужно устраивать публичные акции на кладбище, но и юридического комитета Смольного. В распоряжении «Фонтанки» оказалось заключение Анны Митяниной, председателя этого комитета, на документ коллег, опубликованный в начале ноября.
Появление списка гайд-парков - финальная точка в приведении петербургской нормативной базы, касающейся публичных акций, в соответствие с федеральной. После принятия Думой в начале июня нового варианта закона о митингах, ужесточающего ответственность за организацию и участие в несанкционированных мероприятиях, регионы обязали подкорректировать аналогичные местные документы. В Петербурге это закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В него нужно внести список мест, где несогласным (равно, как и согласным) собираться нельзя.
Предлагается охранять от политических выступлений такие площади, как Дворцовая, Исаакиевская, Сенатская, Сенная, Казанская, Конюшенная, Греческая, Манежная, Московская, Биржевая. Также площадь Восстания, Пролетарской Диктатуры, Растрелли, Искусств и Островского. Заодно запретить маршировать по Невскому, Суворовскому, Литейному, Лиговскому, Адмиралтейскому, Московскому проспектам и Конногвардейскому бульвару и собираться с целью помитинговать в Летнем саду, Екатерининском сквере, саду Зимнего дворца, Ново-Манежном сквере, саду-партере Смольного, саду Смольного собора, Исаакиевском сквере. Кроме того, согласно поправкам в этот закон депутаты, руководствуясь положениями федерального нормативного акта, отдают на откуп Смольного составление перечня «резерваций». Их может быть неограниченное количество.
Анна Митянина разнесла в пух и прах проект постановления, подготовленный специалистами смольнинского комитета по вопросам законности, предлагавший Марсово поле для сборищ. В юридическом комитете недовольны качеством документа, который готовится для губернатора Георгия Полтавченко. Впрочем, никакой спешки - времени у чиновников на то, чтобы поработать над ошибками, предостаточно.
В заключении Митяниной написано, что мемориал «Борцам революции» на Марсовом поле, а также сад-партер включены в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения. Этот нюанс, в частности, тянет за собой проблему, решение которой не прописано в проекте постановления.
Прежде всего, распоряжение городской администрации от 2005 года № 1996 требует обязательного согласования там подобных мероприятий в комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. В силу того, что эта мера противоречит сути гайд-парка, то в проекте постановления должно быть отражено, что планируется внести изменения, снимающие необходимость визирования в КГИОПе.
Кроме того, Митянину не устроило, что «описание в проекте специально отведенного места не позволяет точно определить его местонахождение на Марсовом поле». Юридический комитет предложил коллегам дополнить документ черно-белым отображением границ пространства, куда планируется запускать протестующих.
В дополнение чиновница так и не узнала из текста документа, какими техническими средствами планируется оснастить гайд-парк. «Согласно пояснительной записке к проекту реализация постановления не повлечет расходования средств бюджета, - указала Митянина. – Следовательно, приспособленность указанного в проекте места вызывает сомнение».
"Космонавты" и гости города
Городские власти регулярно сообщают, что нужно развивать туристическую привлекательность Северной столицы, что, понятно, невозможно без возведения гостиниц. Появляющиеся отели, как правило, имеют большое количеством звезд. Здание Павловских казарм на Марсовом поле, в котором располагалось «Ленэнерго», планируется с одобрения Смольного реконструировать под гостиницу премиум-класса. Открыться она должна в 2016 году, а реализацией проекта занимается бизнесмен Михаил Зингаревич.
Предполагается, что это будет 7-зведный отель, рассчитанный на соответствующую статусность гостей. Попадать в холл посетители, очевидно, будут со стороны Марсового поля западного проспекта (так называется улица, вдоль которой расположены Павловские казармы). Таким образом, постояльцы элитной гостиницы могут испытать определенные неудобства с попаданием внутрь, когда несогласные вознамерятся помитинговать.
Гости отеля «Астория» на Исаакиевской площади, которым повезло весной 2012 года после выборов президента России оказаться в городе на Неве и там остановиться, могут поделиться рассказами о "петербургских революциях". Из-за регулярного дежурства полицейских постояльцам, как рассказала "Фонтанке" Дарья Тарасова, руководитель PR службы отелей «Астория» и «Англетер», приходилось пробиваться сквозь кольцо ОМОНа с помощью гостиничных портье. Те ждали гостей на прилегающих улицах и под руку провожали удивленных, а, может быть, и испуганных иностранцев в номера. В марте служащим гостиницы даже приходилось с тележками бегать на Большую Морскую улицу, потому что таксистам из-за оцепления было не подъехать ко входу в отель. «Но никто из гостей не жаловался», - пояснила Тарасова. В силу того, что спрос в эти жаркие послевыборные дни не страдал, то отелю не пришлось снижать стоимость проживания.
Однако одно дело кратковременные акции, другое, когда они станут регулярными. Правда, не исключено, что в Смольном, где думают о туристической привлекательности Северной столицы, все рассчитали. Петербург славен не только «белыми ночами», но и ореолом города трех революций. Посетители отеля в Павловских казармах смогут любоваться не реконструкцией бунта, а наблюдать его в режиме он-лайн.
Но аттракцион может не понравиться жильцам дома 3 по Марсовому полю западному проспекту. В городской администрации этот факт могли не учесть. В здании, которое украшено по иронии судьбы мемориальной доской в честь декабриста Евгения Оболенского, одного из руководителей вооруженного восстания против самодержавия в 1825 году, есть две квартиры, выходящие окнами на Марсово поле и находящиеся в собственности, как поговоривают, семейств Патрушевых и Клебановых.
Николай Патрушев в прошлом директор ФСБ, а ныне секретарь Совета безопасности России. У Ильи Клебанова чиновничье резюме шире: сейчас он председатель совета директоров ОАО «Совкомфлот», с 2003 по 2011 год он был полномочным представителем президента страны в Северо-Западном федеральном округе, до этого работал министром промышленности, науки и технологий, вице-премьером и первым вице-премьером, курируя вопросы военной и гражданской промышленности, занимался продажей вооружения за границу.
Судьба Патрушева и Клебанова, возможно, еще готова дать им шанс поработать в Кремле или правительстве России, а, значит, сделать их героями насмешек в оппозиционной среде. Вряд ли кому-то из них понравится смотреть, как по Марсовому полю ходят горожане с плакатами вызывающего содержания.
Может, и еще одна беда случится. Приобретенная, благодаря решению городской администрации, скандальность этого места не исключено, что поспособствует падению стоимости квадратного метра в прилегающих в Марсовому полю домах. Сейчас она превышает 600 тысяч рублей. Это в свою очередь может не понравиться премьер-министру Дмитрию Медведеву.
Доподлинно неизвестно, но предполагается, что в доме 6 по Аптекарскому переулку проживает мама экс-президента. Выяснить наверняка этого не удалось, но здание охраняется ФСО. Под присмотром этой службы находятся не только первые лица государства, но и их ближайшие родственники. Риэлторы поясняют, что живут здесь респектабельные соседи. Кстати, на верхнем этаже этого дома продается квартира общей площадью 301 квадратный метр за 186 миллионов рублей.