Оппозицию познакомили с исправленным вариантом поправок в городской закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Петербурге». Первой версией, которая вводила запрет на митинг на большинстве площадей и улиц города, оппоненты власти оказались недовольны. Чиновники Смольного и депутаты ЗакСа решили «разрулить» ситуацию, воспользовавшись методом «кнута и пряника».
В качестве сладкого предложили урезанный список мест, где ни при каких обстоятельствах не разрешат собираться. Он сокращен с 30 до 3 адресов – теперь под категорическим запретом только Невский проспект, Дворцовая и Исаакиевская площади. В качестве «жертвы» за смягчение документа в этой части оппонентам власти запретят митинговать у входов в присутственные места города. Кроме того, в согласовании мероприятия откажут, если маршрут шествия может оказаться в непосредственной близости от метро, — так что любители собираться 31-го нарушат сразу два пункта: во-первых, у метро, во-вторых - на Невском проспекте.
Оппозиционерам, которых собрали в Мариинском дворце на общественные слушания, чтобы рассказать им о нововведениях и выслушать их мнение об этом, не понравился ни «пряник», ни «кнут». Они заявили, что законопроект является нелогичным и фарсовым, и предложили депутатам не голосовать за этот документ.
Однако не принять этот документ парламентарии не смогут. Федеральный закон обязывает их до 31 декабря 2012 года внести изменения в региональный документ, касающийся митингов. Это требование федерального закона о публичных акциях, который вступил в силу 10 июня этого года. Он ужесточает наказание за организацию и участие в несанкционированном мероприятии. Нормативный акт обязывает субъекты России составить список запрещенных для митингов мест, определиться с гайд-парком и условиями митингов в нем.
Напомним, что первоначальный вариант поправок, которые стали совместным трудом городского комитета по законности Смольного и парламентской комиссии по вопросам правопорядка и безопасности, представили на суд общественности 19 июня. Завершая весеннюю сессию Мариинского дворца, спикер Вячеслав Макаров сказал, что рассматриваться документ будет осенью.
В течение трех месяцев документ оставался без движения. Депутат Константин Серов, председатель парламентской комиссии по вопросам правопорядка и безопасности, на вопрос «Фонтанки», когда документ попадет на пленарное заседание, говорил, что «это произойдет в ближайшее время». Как выяснилось сегодня, на протяжении пяти месяцев шла напряженная работа по изменению первоначального варианта законопроекта.
Немалую роль в этом сыграл петербургский омбудсмен Александр Шишлов, который заметил на общественных слушаниях, что летом обратился к председателю ЗакСа Макарову с просьбой провести общественные слушания по документу. Последний вариант поправок уже был согласован с комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности Смольного.
Место председателя на общественных слушаниях досталось лидеру фракции «Единая Россия» Сергею Анденко. Помогали ему Иван Бурлаков, заместитель председателя комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности городской администрации, и Светлана Леонтьева, представитель городской прокуратуры в Мариинском дворце.
Принять участие в обсуждении документа пришли представители большинства общественно-политических движений города: «Лига избирательниц», «Честный Петербург», «Коммунисты России», «Левый фронт», региональное отделение Республиканской партии, Национальные демократы, автомобилисты и даже «альянс гетеросексуалов за права сексуальных меньшинств».
Иван Бурлаков из Смольного, комментируя новую редакцию законопроекта, сказал, что те три адреса, по которым не будут выдавать согласования, в законопроекте не случайны. По его мнению, перекрытие Невского проспекта приводит к коллапсу во всем городе. Никита Сорокин, активист движения «Честный Петербург», заметил на это, что лучше запретить проезд кортежей по проспекту, потому что они тормозят движение больше, чем проход граждан.
Что касается Исаакиевской и Дворцовой площадей, то, по мнению Бурлакова, они являются «памятниками архитектурного искусства, это достояние города, два самых поклоняемых места, где должно быть обеспечено для человека нормальное восприятие этих памятников».
Также чиновник обратил внимание на такие нововведения, как запрет любого публичного мероприятия ближе 100 метров от вестибюля метро. Проектом дополнительно предлагается также запретить несогласным собираться ближе 200 метров от органов исполнительной власти Петербурга, у детских садов, школ, колледжей, вузов, больниц и поликлиник.
Кроме того (этого не было в первоначальном варианте), законодатели хотят обязать тех, кто планирует провести акцию в гайд-парке, подавать в порядке информирования бумагу о дате и времени планируемого мероприятия с указанием данных организатора. По словам Бурлакова, такая заявка позволит выстроить очередность проведения мероприятий в «резервации», чтобы не получилось так, что сразу несколько движений захотят там собраться.
Этот пункт важен в силу того, что пока планируется в Петербурге один гайд-парк - Марсово поле. Учитывая, что получать разрешение на акцию в «свободной зоне» не требуется, если численность мероприятия не превышает 100 человек, то при одновременном митинге нескольких организаций в одном месте получится превышение по разрешенному количеству людей.
Что касается указания имен организаторов мероприятия, то правоохранители не могут, как того требует федеральный закон, разрешать организовывать митинги тем, кто имеет непогашенную уголовную судимость или привлекался два раза к ответственности по «административке».
Депутат-яблочник Борис Вишневский, когда от пересказа текста новой редакции перешли к обсуждению, сказал, что «проект никуда не годится». Парламентарий отметил, что даже федеральный закон более мягкий, чем его региональный вариант. В частности, если в Думе установили, что численность митингующих в гайд-парке должна быть не менее 100 человек, то петербургские разработчики решили сделать это количество максимальным.
Вишневский добавил, что запрет на публичные акции по Невскому проспекту или двум главным площадям города не коснется тех ситуаций, когда речь, например, идет о религиозном обряде и церемонии. «В чем разница, если верующим можно, а тем, кто верит во что-то другое, нельзя?» - риторически спросил парламентарий.
Александр Холодов, член общественного совета при ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти, поддержал народного избранника, сказав, что, согласно этой редакции, «можно пойти на Невский проспект, зарезать барана и сказать, что у нас религиозный обряд». Также общественник назвал «нормой для деревни» 100 человек как максимальную численность митингующих в «свободной зоне», не требующую согласования. Холодов сказал, что в таком большом городе, как Петербург, нужно поднять эту цифру до 500 или 1000 человек.
При такой минимальной численности митингующих в гайд-парке, как заметили оппозиционеры, мероприятие легко превратить в несанкционированное. Достаточно нескольких десятков провокаторов, чтобы полиция приступила к задержаниям.
Светлана Леонтьева, представитель городской прокуратуры в ЗакСе, обратила внимание законодателей на технические недочеты в документе. В тексте, в частности, не прописано, с которого часа по какой разрешены митинги в «резервации».
Остались недовольны собравшиеся оппозиционеры и условиями проведения пикетов. Предложенный вариант говорит, что минимальное расстояние между «одиночками» должно быть 50 метров (в федеральном законе это максимальное расстояние). По словам руководителя регионального отделения Республиканской партии Константина Ершова, «с рулеткой он не видел ни одного полицейского, а с наручниками постоянно».
Оппоненты власти заметили, что достаточно провокатору встать за углом здания, и правила пикета будут нарушены – можно проводить задержания. Они предложили уменьшить расстояние до 20 - 30 метров.
Александр Кобринский, депутат от фракции «Яблоко» в ЗакСе, подверг критике пункт, по которому нельзя митинговать или проходить протестным маршем ближе 100 метров от вестибюля станций метро. По его словам, этим положением будут руководствоваться, чтобы отменить любое оппозиционное шествие, потому что в центре оно в исторической части города в большинстве случаев пройдет рядом с метро.
Оппозиция также не согласна с пунктом, который запрещает собираться ближе 200 метров (при этом пикетирование не запрещается) от зданий исполнительных органов власти, школ, вузов и больниц. По их мнению, в этом и цель любой протестной акции – показать чиновникам, что народ ими недоволен. Лидеры петербургского протеста не понимают, почему студентам запретили митинговать против действий руководства университета или института у входа в учебное заведение.
Если яблочники заметили, что не будут голосовать за этот вариант закона, то представители несистемной оппозиции просто намерены высмеивать положения документа. По словам Михаила Машковцева, представители организации «Коммунисты России», «они будут регулярно подавать в Смольный заявку на религиозное шествие по Невскому проспекту». «Мы убеждены, что Христос был первым коммунистом, потому что предлагал всех богатых отправлять ад», - сказал активист.
Денис Аксенов, "Фонтанка.ру"