Соратник Удальцова, и его предполагаемый сообщник по "делу "Анатомии протеста", Леонид Развозжаев стал подозреваемым в новом – третьем по счёту – преступлении: Следственный комитет намерен вменить оппозиционеру незаконное пересечение границы. А именно – бегство на Украину по чужому паспорту. Однако в "родном" паспорте Развозжаева, как выяснила "Фонтанка", стоит отметка о пересечении российско-украинской границы. И как раз в тот день, когда он и должен был её проезжать – по подсчётам Следственного комитета. "Фонтанка" разбиралась в новой загадке "Анатомии протеста".
Во вторник, 4 декабря, Главное следственное управление Следственного комитета РФ возбудило в отношении Леонида Развозжаева уголовное дело по статье о незаконном пересечении границы Российской Федерации. Таким образом, оппозиционер может стать фигурантом уже трёх дел: "основного" – о подготовке массовых беспорядков на деньги грузинского парламентария, о разбое (15-летней давности) и нового, о госгранице.
Как сообщает официальный представитель СК РФ Владимир Маркин, 15 октября этого года Леонид Развозжаев, "зная о проверке, проводимой в отношении него в связи с фактами, изложенными в документальном фильме "Анатомия протеста-2", и осознавая, что результатом такой проверки может стать возбуждение в отношении него уголовного дела", а также "желая ввести следственные органы в заблуждение", купил билет на киевский поезд по паспорту своего брата и "пересек государственную границу РФ без действительных документов на право выезда из страны".
Однако то, что выезжал Развозжаев с Украины со своим законном паспортом, "не сотрёшь": на последней странице документа есть отметка о пересечении украинско-российской границы 19 октября. (Адвокаты связаны подпиской о неразглашении материалов дела, поэтому "Фонтанка" благодарит за предоставление документов коллег из "Новой газеты".)
Отметим, что это копии страниц из одного документа: в современных биометрических паспортах на последней странице стоит номер, отличный от номера паспорта.
Другой вопрос: сам Развозжаев предъявлял свой паспорт на обратном пути или это сделали те, кто вёз его через границу насильно? Как известно, оппозиционер утверждает, что был похищен с территории Украины.
Напомним, что 17 октября Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье о подготовке массовых беспорядков, руководствуясь документальным фильмом "Анатомия протеста-2", показанным телеканалом НТВ. Ещё до официального сообщения о возбуждении дела один из его фигурантов, Леонид Развозжаев, выехал на Украину, чтобы просить политического убежища. Он обратился в Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и в Общество помощи еврейским иммигрантам (Hebrew Immigrant Aid Society – ХИАС), которое является партнёром УВКБ. На выходе из офиса ХИАС 19 октября он пропал. А "нашёлся" двумя днями позже в Лефортово – уже написавшим 10 страниц явки с повинной в Следственном комитете. Представитель ведомства Владимир Маркин объявил, что Развозжаев совершенно добровольно вернулся на родину и абсолютно чистосердечно явился с повинной.
В комиссариате по делам беженцев в Киеве версию о добровольном отъезде не подтверждают. Внезапное исчезновение человека так удивило сотрудников этой организации, что они обратились в ближайший отдел полиции. Вот что написала в ответ на запрос защиты Развозжаева представитель УВКБ ООН Ноель Колхаун (перевод с английского. – Прим. "Фонтанки.ру"):
"Отвечая на Ваш запрос о клиенте г-не Леониде Развозжаеве (дата рождения 12 июня 1973 года), гражданине Российской Федерации, я хотела бы предоставить следующую информацию. 19 октября 2012 года господин Развозжаев обратился к партнёру УВКБ – Обществу помощи еврейским иммигрантам (ХИАС)… для регистрации в УВКБ и получения правовой консультации по поводу ходатайства о получении статуса беженца. Во время перерыва в интервью г-н Развозжаев вышел обедать из помещения ХИАС в соседнее кафе, оставив личные вещи. С обеденного перерыва он не вернулся. Коллеги из ХИАС пытались связаться с ним по телефону и искали его в кафе, но он исчез. После обсуждения инцидента с УВКБ коллеги из ХИАС сообщили об исчезновении г-на Развозжаева в Соломенский отдел полиции…"
Следствие, впрочем, хочет вменить Развозжаеву незаконное пересечение границы при бегстве на Украину, а не обратно. Однако и туда он тоже въезжал по своему паспорту, об этом свидетельствуют в УВКБ. В своём письме госпожа Колхаун добавляет, что "хотела бы поделиться" с автором запроса некоторыми документами, "связанными с г-ном Развозжаевым". И один из них, пишет она, – копия паспорта, "показывающая, что г-н Развозжаев въехал на Украину 16 октября 2012 года". Иными словами, в комиссариате ООН видели отметку о въезде в паспорте самого оппозиционера, а не его брата.
Кроме того, госпожа Колхаун прилагает ещё два документа. Первый – что-то вроде регистрационной карточки Развозжаева как соискателя статуса беженца в УВКБ. В ней указано, что прибыл он в офис 16 октября 2012 года, а последние изменения в бумагу внесены 19-го числа. Этим же числом датирован второй документ – расписка Развозжаева о том, что ему разъяснены права и обязанности соискателя.
Таким образом, международная организация на территории Украины зафиксировала несколько важных фактов: во-первых, Развозжаев пробыл в Киеве как минимум с 16 по 19 октября; во-вторых, уходя на обед в последний день, он не планировал немедленно покидать Украину; в-третьих, полиция этой страны знала о его исчезновении. Напомним, что впоследствии украинские власти сначала станут утверждать, будто Развозжаев выехал в Россию самостоятельно и добровольно, однако подтвердить этого не смогут (хотя на границе ведётся видеозапись), затем признают похищение, но уголовное дело не возбудят. И главное – для истории с паспортом: при въезде он пересёк границу по своему документу.
По версии защитников Развозжаева, не исключено, что он мог иметь с собой и паспорт брата. Потом, вероятно, понял, что что-то не так, вернулся и границу Украины пересёк всё-таки по своим документам.
– Леонид не отрицает, что была какая-то странность с паспортом брата, – допускает Марк Фейгин, один из адвокатов Развозжаева. – Не исключено, что он ошибся и взял не тот документ, но потом поспешил ошибку исправить.
Адвокат Дмитрий Аграновский считает, что "пограничное" уголовное дело – это реакция следствия на недавнее решение Европейского суда по правам человека, который не просто принял жалобу защитников оппозиционера к рассмотрению, но отреагировал на неё в кратчайшие сроки.
– ЕСПЧ воспользовался сороковым правилом своего регламента – "срочное уведомление о жалобе", – рассказал "Фонтанке" Дмитрий Аграновский. – Мы направили жалобу 28 ноября, а уже 30-го ЕСПЧ известил о том, что жалоба принята к рассмотрению, правительства России и Украины – обеих стран, которые он считает причастными к делу, и запросил у них информацию по этому делу.
В своей жалобе адвокаты, представляющие интересы Леонида Развозжаева, ссылаются на статью 5 Европейской конвенции по правам человека: её, по версии защиты, нарушили и Россия, и Украина, так как оппозиционер был задержан без решения суда. Украина, кроме того, нарушила первую статью седьмого протокола – о процедурных гарантиях при высылке иностранцев, а Россия – статью 3 о запрете пыток.
С появлением дела о незаконном пересечении границы Леонид Развозжаев станет, напомним, фигурантом уже трёх уголовных дел. Первое – это собственно "Анатомия протеста" и массовые беспорядки. Второе было возбуждено две недели назад, в середине ноября, по статье о разбойном нападении с целью хищения меховых шапок, случившемся в 1996 году в городе Ангарске Иркутской области, откуда родом Развозжаев.
Несмотря на истечение срока давности, следствие полагает, что оппозиционер участвовал в "шапочном" разбое 16 лет назад.
– Следствие делает всё, чтобы Леонид признал и подтвердил ту явку с повинной, от которой он отказывается, так как показания были даны под давлением, – заявил "Фонтанке" адвокат Марк Фейгин. – Они будут придумывать новые и новые обвинения, пока он к этой явке не вернётся.
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"