Запуск движения по набережным Обводного канала под Американскими мостами может быть отложен на неопределенный срок. И дело не в том, что «Мостострой-6» пошел по стопам печально известной «Флоры» и забросил стройку – работы как раз идут полным ходом. Просто объект реализуется уже так много лет, что потребовалось вносить изменения в проектную документацию и заново проходить госэкспертизу. А пока это происходит, Смольный не имеет права платить подрядчику за работы.
Новая проблема с многострадальными набережными Обводного канала носит исключительно бюрократический и юридический характер. Сами работы ведутся полным ходом: корреспондент «Фонтанки» неоднократно наблюдал, что подрядчик – «Мостострой-6» – работает даже по вечерам в выходные, при свете прожекторов. И если не случится форс-мажора в виде экстремально холодной погоды, то компания могла бы выполнить взятые на себя обязательства и пустить движение транспорта до конца 2012 года. По крайней мере, по тоннелю на южной набережной, который уже полностью забетонирован и в котором уже укладывается асфальт. Что касается северного тоннеля, то его бетонирование только ведется.
Однако перед «Мостостроем-6» неожиданно возникло другое, отнюдь не технологическое препятствие. Для того чтобы понять его суть, нужно вспомнить следующее. Работы на этом участке ведутся уже более пяти лет: они начались осенью 2007 года с реконструкции железнодорожных Американских мостов. В 2009 году за ремонт набережных под мостами взялась скандальная «Флора», которая должна была построить два открытых тоннеля к концу 2010 года. Однако подрядчик, взяв аванс, практически ничего не сделал, и в начале 2011-го контракт отдали «Мостострою-6».
Как выяснила «Фонтанка», за пять лет, пока тянулась вся эта эпопея, устарели так называемые технические условия, которые были выданы владельцами многочисленных инженерных сетей. Как говорят специалисты, техусловия представляют собой подробное описание сети – например, канализации и телефонного кабеля, – и указывают, как именно она будет проходить по территории объекта. Кроме того, они являются составной частью проекта.
При этом такие документы имеют четкий срок, на который они выдаются, и по его истечении их нужно получать заново. А если за это время параметры прохождения сети по объекту серьезно меняются, то проект нужно заново нести на согласование в экспертизу, даже если параметры самого дорожного объекта никак не поменялись.
Именно так и получилось с набережными Обводного канала под Американскими мостами. В частности, при прокладке газопровода подрядчик наткнулся на старые деревянные сваи, из-за чего пришлось менять те самые техусловия: вместо металлического тоннеля газопровод был заключен в бетонный. Как говорят в комитете по развитию транспортной инфраструктуры, из-за этого, в свою очередь, в проектную документацию пришлось вносить изменения, «влияющие на характеристики надежности и безопасности объекта», а наличие таких изменений «требует повторной государственной экспертизы».
И вот возникает самое интересное: пока проект заново проверяется специалистами Главгосэкспертизы, Смольный не имеет юридического права платить подрядчику деньги. Таково требование бюджетного законодательства. По словам экспертов, повторное согласование может длиться от нескольких месяцев до полугода, и формально все это время «Мостострой-6» не должен работать, так как, даже если он закончит объект, заказчик не сможет с ним расплатиться. Острота ситуации усиливается тем, что «Мостострой-6», чтобы построить тоннели в срок, работает на собственные и заемные средства. И задержка бюджетных выплат может только увеличить долговое бремя компании и ухудшить ее финансовое положение.
Впрочем, в комитете по развитию транспортной инфраструктуры нашли лазейку, как выйти из этой неловкой ситуации. Дело в том, что «Мостострою-6» осталось перечислить последний транш в 300 миллионов рублей – остальные средства, предусмотренные по контракту, подрядчик уже получил в 2011 (1,6 млрд) и 2012 годах (2,1 млрд). В связи с этим ведомство подготовило проект распоряжения правительства Петербурга о выделении «Мострострою-6» аванса в 300 млн рублей. Получив его, компания закончит работы, заново согласует проект в Главгосэкспертизе, а затем закроет все финансовые документы до середины 2013 года.
Теперь все зависит от губернатора Георгия Полтавченко, который либо поставит свою подпись под этим документом, либо решит, что слова «аванс» и «реконструкция набережных Обводного канала» больше никогда не будут стоять рядом. От греха подальше.
Поделиться
Поделиться