В Петербурге очередной скандал на культурной почве: прокуратура пришла в Эрмитаж в поисках экстремизма и надругательства над верой. Поводом стали 117 обращений от горожан, посчитавших недостойной залов главного музея города и даже оскорбительной выставку современных английских художников братьев Чепменов.
Выставка Джейка и Диноса Чепменов «Конец веселья» с самого начала была обречена на скандал или скандальный успех: помещение ультрасовременных арт-объектов в консервативное пространство главного музея Петербурга само по себе вызов. Апогей выставленных в форме свастики витрин-аквариумов — насилие десятков миниатюрных фигурок друг над другом: нацистов над нацистами. Впрочем, на нарукавной повязке — смайлик. Руководство Эрмитажа заранее «подстилало соломку», объясняя, что выставка носит сугубо антифашистский характер.
Но не только это возбудило резонанс. Жалобы посыпались на конкретную инсталляцию с изображением распятых на крестах плюшевого мишки и Рональда Макдоналда. Причем активистами, организованно выступившими с призывом к Пиотровскому "одуматься" и по части демонстрации использованной художниками свастики, оказались «казаки Санкт-Петербурга» - те же, что устроили скандал со спектаклем "Лолита".
Всего в горпрокуратуре насчитали 117 обращений, все - жалобы на оскорбление чувств верующих. И государственным людям пришлось в принудительном порядке ознакомиться с современным искусством. В прокуратуре Петербурга корреспонденту «Фонтанке» сдержанно прокомментировали информацию о проверке творчества братьев Чепмен на экстремизм.
«Нам поступило около ста жалоб. В настоящее время проводится проверка», - лаконично заметил представитель ведомства, не вдаваясь в детали того, что именно предпринимается по обращениям рассерженных горожан.
В конце октября похожая ситуация уже была в Петербурге с моноспектаклем Леонида Мозгового «Лолита» в галерее «Эрарта», который из-за давления даже отменили. Тогда поводом стало письмо неких «граждан России» и «казаков Санкт-Петербурга». Эти же мифические «казаки», от которых открещивается официальное казачество, решили брать штурмом и Эрмитаж, давя на религиозные чувства.
«Фонтанка» связалась с еще одним известным радетелем за веру - депутат петербургского ЗакСа Виталий Милонов сказал, что никогда бы на подобную выставку не пошел. «Я сейчас редко бываю в Эрмитаже. Мне нравится смотреть на прекрасные фламандские, голландские коллекции. Что касается подобного современного искусства — его демонстрируют ради эпатажа, пиара. Принимать решение - закрывать выставку или нет - может только руководство музея», - пояснил свою позицию народный избранник.
Виталий Милонов выбрал весьма уравновешенную позицию: «Жаловаться на Михаила Борисовича я бы не стал, но и детей своих туда не повел». Впрочем, что касается наполнения противной ему экспозиции, он категорично заявил: «Мое мнение: распятые клоуны и медведи - это плевок в сторону искусства, отражение нашей бездуховной и неэтичной современности».
Михаил Пиотровский на встрече с журналистами 7 декабря настаивал: отбор работ — священное право музея и только он может определять, что является искусством, а что нет. Для не согласных с такой позицией есть и более официальная: выставка одобрена Минкультом и оказалась в Петербурге по соглашению России и Англии. Что до интерпретаций значений экспонатов, что Михаил Пиотровский непреклонен: "Только идиоты могут считать, что это оскорбляет крест, и могут не понимать, что речь идет о страшном суде, который приходит в наше время и который изображен братьями Чепмен".
Куратор выставки и руководитель Сектора современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков был не так категоричен в разговоре с "Фонтанкой", впрочем, он тоже склонен считать, что жалобщики несколько путают «божий дар с яичницей». А именно - безграмотно смешивают понятия животворящего креста, распятия как такового и просто крестообразного изображения. То же самое касается и трактовки свастики.
«Выставка антифашистская», - вторит Пиотровскому Озерков. «Она ориентирована на эрмитажного зрителя, знакомого с фактами истории и принятой трактовкой этих фактов», - пояснил он. Работа Чепменов — предостережение для тех, кто побывал на выставке, она показывает тот ужасный мир, который не наступил и не должен наступить, - именно так, по мнению куратора, однозначно должно восприниматься представленное искусство.
Более того, музей максимально ограничил возможность доступа на выставку тех, кто не мог бы в силу возраста понять замысел авторов или понять его не так. И сама экспозиция, и все материалы к ней помечены знаком «18+». В итоге, соблюдение закона, требующего введения ограничений для детей, обернулось курьезом. Как рассказал «Фонтанке» Дмитрий Озерков, он просматривал книгу отзывов и там много благодарственных записей от взрослых, а снизу явно детские недовольные приписки о том, что их не пустили.
Судя же по запросам в прокуратуру, написанных как под копирку, авторы кляуз на выставке не были. Так что организаторы могут посоветовать только лично убедиться в том, что ничего оскорбительного нет. Прокуроры уже это сделали: им показали всю экспозицию, объяснили подробно, что значат те или иные символы.