11 декабря в Госдуме пройдет второе чтение законопроекта "Об образовании в Российской Федерации", 18 – третье. Как будто специально к «концу света» этот закон превращает вузы в фильтрационные пункты по изъятию денег, а профессуру – в "преподавателей невысокого уровня" - уверен эксперт "Фонтанки" Светлана Шендерова, доктор экономических наук.
Ликвидация докторов
Доктора наук – вне закона. Их там нет. Надбавка 7 тысяч рублей слишком тяжела для госбюджета. После 31 декабря 2012 г. она включается в размеры окладов, которые определяет вуз, только для тех, кто успел «до конца света». Теперь понятно, почему защитившие докторские диссертации ждут подписи замминистра на дипломе больше года. Доктора отменяются. Как и желательность докторской степени для ректора.
Зато кандидатом наук можно будет стать аж «в форме самообразования». За деньги, официально, в качестве соискателя (для них бюджетных мест не предусмотрено), без отрыва от работы каждый сможет отдельно оплачивать и проводить кандидатский экзамен, предзащиту и защиту диссертации хоть в разных вузах. Диссертация-мозаика в рассрочку. Пусть каждый вуз без докторов наук как сможет контролирует сей процесс – а министерство строго спросит с него.
Сортировка человеческого материала
Высшее образование как социальный лифт перестанет существовать. Уже при поступлении исчезают тени равенства возможностей. Абитуриентов откровенно фильтруют, но по знаниям – в последнюю очередь.
Во-первых, шанс поступить зависит от того, какая «образовательная организация» закончена. Ряд из них в рамках «дополнительных образовательных программ» готовит несовершеннолетних «к военной или иной государственной службе» настолько круто, что их окончание дает «право преимущественного поступления» в любой, не только военный, вуз. Зато закончившие колледж лишаются возможности не только сдать ЕГЭ, но и поступить по его результатам. Ускоренно получить высшее образование в бакалавриате или специалитете они тоже не смогут. У них вуз примет экзамены по своему усмотрению по старинке. А это – приемная комиссия или платное высшее образование.
Во-вторых, фильтруют «по медицинским показаниям» Для детей-инвалидов, успешно прошедших вступительные испытания, квоту бюджетных мест вуз сможет урезать до 10%. Причем поступать в пределах этой квоты дети-инвалиды I и II групп смогут только один раз. Далее – на общих основаниях. В-третьих, вузы смогут продолжать фильтровать поступающих на собственных олимпиадах, о коррупциогенности которых высказывался даже лично г-н министр. Между тем по их результатам могут зачислить без экзаменов или присвоить максимальный балл.
В итоге шансы поступить исключительно по результатам ЕГЭ, особенно в ведущие вузы страны, резко уменьшаются для всех, кто не сможет пройти главный фильтр – денежный. За свой счет или в кредит можно учиться даже с минимально допустимыми баллами. Jedem das Seine, «каждому свое», как писали лет 70 назад на воротах ведущих фильтрационных организаций.
Закон неопределенного уровня
В законопроекте не три уровня высшего образования, идущих строго друг за другом, как в болонской системе, а много. Они непоследовательны, есть дипломы, квалификации, свидетельства, академические и ученые степени… Словом, все, чтобы запутать абитуриента и работодателя; поступление на любой уровень чревато взятками или рассматривается как очередное высшее, т.е. платное образование.
Дипломированные специалисты лишаются права поступить за счет бюджета в магистратуру. Зато, миновав ее и армию, могут поступать с дипломом первого (после школы) уровня высшего образования сразу на третий, в аспирантуру. Болонья и военком в тупике, а кандидат наук освобожден от службы в армии. В этом кроется причина страсти к ученой степени среди потенциальных призывников, не планирующих заниматься наукой в дальнейшем.
Однако по новому закону закончившим аспирантуру выдадут неизвестный миру диплом «исследователя» или «преподавателя высшей школы». И только «в случае защиты диссертации… также выдается диплом кандидата наук». Эта дивная фраза делает диссертацию делом не обязательным, случайным в российской науке, а призыв неизбежным. Зато за деньги, как было сказано выше, защита кандидатской обязательно случится.
Это в других странах Болонского процесса в аспирантуру поступают для проведения исследования и защиты диссертации по его результатам. После магистратуры. Со второго уровня на третий. В университеты или научно-исследовательские институты, а не в некие «организации дополнительного образования». Учатся бесплатно, с оборудованием, стипендией, стажировками, зарабатывают в проектах по теме диссертации. Чтобы стать настоящим исследователем, а не обладателем нигде не признаваемой «корочки».
Принять до Нового года: кому выгодно
Законопроект выгоден нынешнему госаппарату, ректорам и покупателям дипломов. Чиновники отчитаются о снижении нагрузки на бюджет. Платежеспособные обучающиеся пополнят бюджеты вузов, закрытые, подконтрольные ректорам. Куда пойдут эти деньги и как они распределятся внутри вуза – тайна. В законопроекте ни слова про раскрытие информации, про ограничения на рост аппаратов ректоратов, сроков пребывания ректоров в должности, запрет популярного ныне наследования ректорских постов и т.п.
Принимать закон в таком виде нельзя. Нужно расширить перечень допущенных к сдаче ЕГЭ, прописать последовательность уровней высшего образования, необходимость отсрочки от армии для освоения каждого уровня впервые, механизмы общественного контроля вузовских доходов и расходов, зависимость роста финансирования от оптимизации аппарата вузов и т.п. И оставить докторов наук не только в Госдуме и министерствах, а там, где они нужнее всего – в университетах.
Светлана Шендерова, доктор экономических наук, для "Фонтанки.ру"