В следующем году в управление Минюста по Петербургу поступит деликатное заявление. Ассоциация секс-работников «Серебряная роза» попросит официально зарегистрировать ее в качестве некоммерческой организации. По словам активистов, это первый шаг к тому, чтобы отменить административную и уголовную ответственность за проституцию и сутенерство. На горизонте маячит и прямая легализация «ночных бабочек». Соответствующий закон, якобы, обещал поддержать депутат Госдумы Иосиф Кобзон.
В начале 2013 года главное управление Минюста по Петербургу окажется в нелегкой ситуации. В приемную к чиновникам поступит заявление от ассоциации секс-работников и их сторонников «Серебряная роза». Ее участники хотят официально зарегистрироваться в качестве некоммерческой организации. Программа активистов более чем обширна: улучшение качества жизни жриц любви, «формирование толерантного отношения» к ним в обществе, расширение доступа к медицинским услугам, юридическая защита, «личностный рост, взаимная поддержка и социальная адаптация», «участие в процессе принятия решений», касающихся жизни путан.
Как сообщили журналистам участницы процесса, движение неофициально базируется в Северной столице уже несколько лет: оно объединяет больше 60 жриц любви из двух десятков российских регионов. От скромных индивидуалок до сотрудниц раскрученных борделей.
Создательница «клуба» Ирина Маслова, впрочем, к древнейшей профессии прямого отношения не имеет. «Изначально я была учительницей. Потом работала в общественных организациях, в том числе помогала таким девушкам, – говорит она. – Они милые, чудные, безумно талантливые, великолепные психологи, покоряют своей женственностью. А почему «Серебряная роза»? Первые буквы названия совпадают с первыми буквами слова «секс-работник». Серебряная роза – холодная, красивая и практически неживая, потому что уже нет сил жить...».
Формулировка «секс-работник» для «Серебряной розы», кстати, – момент глубоко принципиальный и даже философский. «Проститутка» – это, прежде всего, представительница женского пола, а интимные услуги могут оказывать и мужчины, и трансгендеры, резюмируют общественники. «Наше чудное совдеповское слово “проституция” ставит клеймо на людях и вычеркивает их из правового поля», – добавляет Ирина Маслова. Регистрация организации, по ее словам, станет первым шагом к коренному изменению отечественного законодательства, которое готовят сейчас юристы движения.
Секс-работники пишут законопроект
Сторонники ночных бабочек, действительно, взялись за разработку законопроекта. Он предполагает отмену административной статьи 16.11, вменяющей штрафы за проституцию. «Эта норма является коррупционной ловушкой: именно она подталкивает полицейских грабить девочек. Мы, как и правительство России, выступаем за то, чтобы снизить уровень коррупции в правоохранительных органах», – заявляет Ирина Маслова.
Движение также собирается отменить статью 6.12 КоАП, оговаривающую размер штрафов для сутенеров, и декриминализировать статьи 240 и 241 Уголовного кодекса, где прописано наказание за вовлечение в занятия проституцией и их организацию. «Если организаторы перестанут нести уголовную ответственность, то будут заинтересованы в том, чтобы создавать нормальные человеческие условиях в борделях. Не будут бояться вызывать в сложных случаях полицию», – считает Маслова.
О том, каким образом законодательную инициативу внесут в Госдуму, «серебряные розы» не говорят. Впрочем, понятно, что у такой организации могут обнаружиться самые неожиданные и мощные рычаги влияния. Ведь и власть имущие порой отвлекаются от государственных дел и проявляют интерес к развлечениям, желание покутить...
«Полиция нравов» выступает за легализацию
А вот бороться за легализацию проституции как обычного бизнеса (то есть за то, чтобы жрицы любви платили налоги) «Серебряная роза» пока не готова. «Налог на вагину, налог на тело – самый постыдный налог, который может выдумать государство. Доводы о том, что раз девушки получают доход, то путь делятся, совершенно неправильные. Бабушки выращивают овощи на грядке и налоги не платят», – отрезала в разговоре с «Фонтанкой» Ирина Маслова.
В связи с этим у петербургских «секс-работников» даже возникла дискуссия с московским «фондом поддержки духовного оздоровления общества» «Полиция нравов». Это объединение поддерживает влиятельный бизнесмен, совладелец крупнейшего в России комбайнового завода «Ростсельмаш» Юрий Рязанов. «Мы появились как организация, борющаяся с рекламой проституции в СМИ. Но за три года работы поняли, что справиться с распространением борделей, уличных проституток и индивидуалок невозможно, не введя данные процессы в законные рамки», – подчеркивает комиссар московского движения Владимир Зажмилин.
Сотрудники фонда тоже написали свой законопроект – «О государственном регулировании и контроле за оказанием сексуальных услуг». В нем речь идет о легализации всей секс-индустрии – от борделей до стрип-баров. Документ предполагает, что стать участником эротического рынка сможет любое «дееспособное физическое лицо, достигшее возраста 25 лет». Путаны будут зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, станут «вести контроль и учет своей деятельности, доходов и расходов в установленном законом порядке», «оказывать оплаченные потребителем сексуальные услуги своевременно и в полном объеме», выдавать клиентам чеки.
Жрицам любви необходимо будет «иметь действующие на момент оказания сексуальных услуг разрешительные документы», «оказывать сексуальные услуги лично» и «платить налоги в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». (Отсюда можно сделать вывод, что субъекты интимного бизнеса смогут претендовать на упрощенное налогообложение. Или льготный выкуп государственных помещений в частную собственность). Тем временем, «потребитель сексуальных услуг» будет вправе «при выявлении в течение шести месяцев с момента оказания сексуальной услуги какого-либо заболевания, передающегося половым путем», предъявить претензию девушке. А при ее «неурегулировании» – «обратиться в компетентные государственные органы и суд».
«Законопроект, конечно, нуждается доработке, – признает комиссар Владимир Зажмилин. – Мы уже вынесли его на общественное обсуждение: 14 декабря в Москве прошла конференция, в которой участвовал даже Юрий Куклачев». Как добавляет Зажмилин, фонд «Полиция нравов» находится «в тесном контакте с депутатами из разных фракций», многие из них могут поддержать документ. Например, внести закон в Госдуму уже в 2013 году готов Иосиф Кобзон. «В ходе конференции он признал, что данный законопроект необходим и обещал нам оказать всяческое содействие», – констатирует комиссар «Полиции нравов».
Равнение на Запад
Опрошенные «Фонтанкой» юристы, в принципе, не исключают, что законопроект может быть внесен в Госдуму. Хотя и отмечают: юридическая техника сторонников «легалайза» пока подводит. И рекомендуют ориентироваться на похожие документы, разработанные в западных странах. Например, Германии.
Гораздо более реальной перспективой является регистрация объединения «Серебряная роза», считают эксперты. «Не вижу препятствий, которые могли бы помешать этому событию. Если они смогут корректно изложить цели своей деятельности, то у Минюста не возникнет оснований отказать. Условно говоря, организация должна говорить о социальной реабилитации “ночных бабочек”, а не о том, что хочет вовлекать в проституцию новые кадры», – считает партнер юридической компании Pen&Paper Виктор Гутов.
Другие юристы, впрочем, добавляют, что у представителей первой древнейшей могут возникнуть и проблемы — из-за формулировки «ассоциация», которая присутствует в названии «Серебряной розы». «Ассоциация — это, по закону, все-таки объединение юридических лиц, — напоминает генеральный директор юридической компании «Эклекс» Артем Швайка. — Впрочем, если девушки обойдут этот момент и отметят, что хотят заниматься социальной защитой женщин, то у них есть шансы».
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»