В Северной столице на Пулковском шоссе открылась многотопливная автозаправка, где реализуются пропан-бутан и метан. Последний несколько лет отсутствовал на рынке Петербурга. Эксперты утверждают, что это событие не повлияет на ценообразование. А чиновники в очередной раз заявляют о возможности и желании перевести городские автобусы и коммунальную технику на газовое оборудование.
На Пулковском шоссе накануне открылся многотопливный автозаправочный комплекс сети АЗС «Газпромнефть». Помимо бензина, «дизеля» и сжиженного углеводородного газа там реализуется компримированный природный газ. Как сообщил журналистам на открытии комплекса председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, появление этого объекта может стать толчком для газификации всей городской коммунальной техники и общественного транспорта, что поможет оптимизировать бюджет Петербурга.
Напомним, о переходе на газовое оборудование городского автотранспорта и техники говорили еще во времена губернаторства Валентины Матвиенко, однако идея так и не была реализована. Как утверждают в Смольном, для этого требовалось обеспечить необходимую инфраструктуру, то есть построить автозаправочные комплексы, где будет продаваться компримированный природный газ (метан).
Теперь, похоже, ситуация изменится. В ближайшее время комплексы, подобные тому, что начал работать на Пулковском шоссе, откроются в Сестрорецке, Тосно и Тихвине. В долгосрочных планах «Газпром нефти» – строительство 6 многотопливных автозаправок на трассе М-10 (Санкт-Петербург – Москва). А губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, перерезавший на открытии заправки ленточку вместе с Миллером, сообщил о намерении перевести городские автобусы на газ. Он пояснил, что газ имеет лучшие параметры, чем другие виды топлива.
Отметим, что эксперты рынка о переходе транспорта на газ, который анонсировался еще несколько лет назад, отзываются неоднозначно, однако появление многотопливной автозаправки оценивают как прогрессивное явление. Так, по мнению коммерческого директора компании «Альянс Газсервис» (одно из крупнейших предприятий в городе по установке газового оборудования на автомобили) Константина Иванова, в масштабах города появление пока только одного многотопливного автозаправочного комплекса – событие хоть и положительное, но маленькое. «В Петербурге существует несколько точек, где можно заправить автомобиль газом, но только пропаном. Метановые заправки по неизвестным причинам из города исчезли несколько лет назад», – рассказывает Иванов. По его словам, новая заправка сети «Газпромнефть» – единственная точка в Петербурге, где сейчас будут торговать метаном. Ее появление означает, что потребители начнут устанавливать на автомобили метановое оборудование, однако на цены это не сильно повлияет, уверен участник рынка. «Метан, конечно, дешевле, чем пропан. Но у них несколько разные потребители. Кроме того, техникой торгует Москва, у них есть заказчики, много из южных регионов. Включение в этот список Петербурга не повлияет на ценовую политику производителей оборудования. Единственное, за счет чего может измениться цена, упасть на 3 - 5 %, – это конкуренция», – считает Константин Иванов.
Метановыми заправками в городе раньше владела компания «Лентрансгаз». Затем ее часть газовых станций исчезла. «Из 11 заправок на Северо-Западе остались тогда всего три, и то они на время прекратили свою работу из-за реконструкции», – рассказал руководитель портала «Автомобильные газонаполнительные компрессорные станции» Михаил Никулин. По его словам, строительство газовых заправочных комплексов требует больших затрат, чем постройка обычной бензиновой заправки, однако многие недооценивают вложенные ресурсы и результат. «Не ясно ведь, в каких единицах оценивать экологию, тот фактор, что город очищается от выхлопов», – считает эксперт. По его мнению, для перевода городского автотранспорта на газ требуются серьезные инвестиции, однако это сделать вполне реально при открытии еще 2-3 газовых станций.
В переход автобусов и коммунальной техники на газ плохо верит Константин Иванов: «Разговоры об этом ведутся уже 3 - 4 года. Непонятно, где будет обслуживаться эта техника, у города нет пока такой инфраструктуры», – сообщил он. По данным Иванова, в среднем ежемесячно на газ свои автомобили переводят 300 - 400 владельцев машин. В основном – «Газели» и «КамАЗы». Расходы на грузоперевозки за счет установки газового оборудования становятся меньше на 40 %. Примерная стоимость установки пропанового оборудования на четырехцилиндровый двигатель – 20 - 25 тысяч рублей. Что же касается метанового оборудования, то установка 5 баллонов по 50 литров, например, на «Газель» обойдется в 120 тысяч рублей.
Добавим, что газомоторное топливо отличается экономичностью и экологичностью. Как сообщили в пресс-службе «Газпром нефти», в выхлопных газах автомобиля, работающего на метане, в 4 - 5 раз меньше вредных веществ, чем в выхлопных газах автомобиля с бензиновым двигателем. При этом срок эксплуатации двигателя, заправляемого КПГ, в 1,5 раза больше. Природный газ используют в качестве топлива в более чем 80 странах. Ведущие мировые автопроизводители выпускают более 80 моделей газовых автомобилей. Российский парк автомобилей, работающих на природном газе, оценивается примерно в 86 тыс. единиц (численность мирового парка составляет около 15 млн единиц).
Практика использования газового оборудования на транспорте реализуется во многих странах Европы. В частности, в соседней Финляндии муниципальные автобусы передвигаются за счет газа, в России же эта технология меньше распространена: в Москве лишь один из автобусных парков переведен на газ.
Оксана Лоткова,
«Фонтанка.ру»