Министерство обороны во взаимодействии с губернатором Петербурга прорабатывает вопрос по сохранению крейсера 1-го ранга «Аврора» в статусе корабля № 1 Военно-морского флота. Задача-максимум — поставить «Аврору» на ход, задача- минимум — осуществить капитальный ремонт корабля. По данным «Фонтанки», перспективы легендарного символа обсудил с градоначальником Георгием Полтавченко находящийся сегодня в Петербурге министр Сергей Шойгу.
Как сообщил «Фонтанке» председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин, сегодня, 11 января, он разговаривал с главой Петербурга Георгием Полтавченко. По его словам, в ближайшее время в Санкт-Петербурге будет создана межведомственная рабочая группа, в состав которой войдут представители Министерства обороны, губернатора, «Северного проектно-конструкторского бюро» и предприятий судостроительного комплекса.
Рабочей группе предстоит досконально изучить техническое состояние старейшего боевого корабля России и выработать предложения по его ремонту и дальнейшему содержанию.
Разработанные предложения лягут в основу комплексной программы по сохранению «Авроры» как символа героических традиций российского флота для будущих поколений россиян.
Одним из главных вопросов, вынесенных на обсуждение рабочей группы, станет изучение возможности полного восстановления технического состояния корабля, после которого крейсер «Аврора» сможет самостоятельно выходить в море.
В этом случае Россия станет вторым в мире обладателем ходового исторического боевого корабля после США, которые содержат в боевом составе парусный фрегат «Конститьюшн» постройки XIX века.
Ровесник «Авроры» и в прошлом ее противник в Цусимском сражении японский броненосец «Микаса» сегодня вкопан в землю в порту Йокосука и является морским музеем.
«Аврора» в настоящее время находится на плаву, ошвартованная у Петроградской набережной Петербурга, но требует капитального ремонта, так как с момента последнего капремонта корабля прошло уже более 25 лет, у крейсера износилась донно-забортная арматура и вспомогательные механизмы.
В ходе капитального ремонта корабля, проходившего в конце 1980-х годов на заводе им. Жданова (ныне - ООО «Северная верфь»), с крейсера были демонтированы машинная и котельная системы, вспомогательные паровые механизмы заменены на дизельные агрегаты. Кроме того, была заменена подводная часть корпуса корабля, но сохранен киль, шпангоуты и машинные отделения. Таким образом, восстановление «Авроры» до состояния полноценного корабля является технически возможным.
Отметим, что сегодня в Петербурге с рабочим визитом находился министр обороны Сергей Шойгу, накануне вечером на «Авроре» тщательно готовились, ожидая, что главнокомандующий посетит крейсер. Однако график поездки министра был настолько плотным, что возможности заехать на Петроградскую набережную у него не было. Тем не менее Шойгу, по данным «Фонтанки», обсудил с губернатором Петербурга перспективы дальнейшей участи корабля.
Напомним, накануне «Фонтанка» писала о прошедшем в четверг, 10 января, на «Авроре» совещании высокопоставленных офицеров из центрального аппарата Минобороны. Генералы обсуждали техническое состояние корабля. По мнению экспертов, есть три возможных варианта дальнейшей участи сегодняшнего музейного экспоната. Первый - возвращение на крейсер военного экипажа и придание ему статуса, которым он обладал до 2010 года, то есть наполовину боевого корабля - наполовину филиала Центрального военно-морского музея.
Второй способ удержать символ революции на плаву был в свое время изложен ветеранами флота в письме на имя губернатора Георгия Полтавченко: придать статус судна вспомогательного флота ВМФ, эксплуатацию поручить квалифицированному гражданскому экипажу и выделить подразделение морской роты почетного караула для соблюдения военно-морских ритуалов.
Третий вариант самый дорогостоящий, но, по данным источников «Фонтанки», имеющий вполне реальные перспективы. Это постановка корабля в ремонтный док, установка двигателей, винтов и навигационного оборудования и возвращение «Авроры» в состав флота как учебного корабля для нахимовцев и курсантов морских вузов. По словам экспертов, текущее состояние крейсера позволяет поставить его на ход в течение 2 - 3 лет силами «Объединенной судостроительной корпорации».
Юлия Никитина,
«Фонтанка.ру»