В распоряжении «Фонтанки» оказались архитектурные проекты трех новых станций Фрунзенского радиуса – «Проспект Славы», «Дунайский проспект» и «Шушары». Согласно официальной программе, построить их должны к 2015 году, стоимость работ – 32 млрд рублей. «Метрострой» уже готов начать проходку, однако подготовка необходимой документации, без которой нельзя официально выйти на объект, запаздывает. Выход – ждать еще минимум год или строить в нарушение закона.
Согласно действующей схеме развития метрополитена, к 2015 году на юге города - в Купчино должны появиться три новые станции метро: «Проспект Славы», «Дунайский проспект» и «Шушары». Они станут составной частью пятой, «фиолетовой», линии: поезда будут следовать в их сторону от «Международной», открытой в конце 2012 года. Сейчас уже ведется подготовка площадок для строительства вестибюлей, соответствующий тендер стоимостью 315 млн рублей выиграл «Метрострой». Всего же на последнюю очередь Фрунзенского радиуса, включая депо «Южное», будет потрачено 32 млрд рублей.
Над проектами архитектурного облика станций работает институт «Ленметрогипротранс». Экспертиза проектов еще не закончена, и что-то еще может поменяться, но общий замысел инженеров и архитекторов понятен. Как следует из графических изображений, которые оказались в распоряжении «Фонтанки», станция «Проспект Славы» будет посвящена теме военных побед России. Особенно ярко это будет выражено в оформлении центрального зала подземного вестибюля: по его оси, над пилонами и проходами к посадочным платформам планируется разместить непрерывную ленту витража из цветного стекла, скрепленного алюминиевой рамой.
Основные декоративные элементы витража – изображения советской звезды и военных знамен, цвета – красный, желтый и белый. При этом стены пилонов будут чуть наклонены, что придаст облику станции динамику, а в сочетании со столь ярким карнизом создаст у пассажиров впечатление, будто они находятся на военном параде. В центре пола из красных и желтых гранитных плит будет выложен рисунок, напоминающий красную ковровую дорожку на торжественном приеме.
Сама станция будет расположена на пересечении Бухарестской и проспекта Славы, рядом с парком Интернационалистов. Надземный вестибюль строить не будут: попасть в метро можно будет через подземный переход со всех четырех сторон перекрестка. При этом эскалаторных спусков и кассовых залов будет два, как, например, на станции метро «Московская».
Если цветовую тональность «Проспекта Славы» планируется сделать красно-белой, то «Дунайский проспект» станет синим: авторы проекта предлагают посвятить станцию водной стихии, и в частности – Дунаю. Например, потолок кассового зала станции будет украшен волнообразными металлическими листами. Для того, чтобы усилить ощущение, что находитесь не в сердце Купчино, а где-нибудь на Балканах, в синий потолок встроят круглые светильники, которые создадут иллюзию речной пены.
Синими будут и колонны подземного вестибюля. Посадочных платформ будет две, как, например, на станциях «Рыбацкое» или «Девяткино». Однако если на них посредине, между путями, просто расположен небольшой служебный проход, то на «Дунайском проспекте» здесь будет стена, причем она будет иметь не декоративное, а конструктивное значение. Первоначально планировалось оставить в ней голые проемы, однако затем было принято решение украсить их стеклянными витражами с видами городов, которые расположены на Дунае. Напомним, что Дунай проходит по территории Болгарии, Румынии, Сербии, Венгрии, Австрии, Германии и немножко – Украины. Так что в ожидании поезда пассажиры смогут спокойно изучать географию Восточной и Центральной Европы.
Станция будет расположена на пересечении Дунайского проспекта и Бухарестской улицы. Надземного вестибюля, как и в случае с «Проспектом Славы», не будет, а в метро можно будет зайти из подземного перехода. Кассовый зал будет один, но эскалаторных тоннелей – два: по одному нужно будет спускаться, чтобы ехать в сторону «Шушар», по другому – для поездки в центр. Важно подчеркнуть: вход и выход с эскалаторов будет расположен за турникетами, чтобы пассажиру, которому, например, нужно попасть с одной платформы на другую, не пришлось дважды платить за проезд. Спуск в подземный переход с улицы помимо обычной лестницы будет оборудован траволаторами – движущимися беступенчатыми дорожками. Такое же решение предусмотрено и для спусков к «Проспекту Славы».
Самым простым из этой тройки выглядит решение для станции «Шушары». Она разместится в промзоне одноименного поселка на Автозаводской улице, а сразу за ней построят депо «Южное». Жилые комплексы будут находиться в удалении. По словам специалистов, это типичная станция при депо. (Аналогичным образом – рядом с депо, промзоной и на удалении от жилья – расположены станция «Парнас» или «Рыбацкое».) Ожидается, что на нее перераспределится поток пассажиров, которые сейчас ездят из южных пригородов до «Купчино».
«Шушары» сделают станцией мелкого заложения: для посадки в поезд достаточно будет пройти через турникеты. При этом главный вход не будет похож на безликую бетонную коробку: благодаря колоннам, фронтону и куполообразной крыше он издалека напомнит о классической архитектуре центра Петербурга. Внутри над путями перекинут мостик: по нему можно будет попасть с платформы прибытия на платформу отправления. Точно такой же мостик можно увидеть и на станции «Парнас».
Как рассказали в комитете по развитию транспортной инфраструктуры, который с 1 января 2013 году курирует строительство метро, экспертиза проектно-сметной документации, подготовленной «Ленметрогипротрансом», должна закончиться весной-летом. Но нужно отметить, что, согласно действующему законодательству, затем нужно подготовить рабочую документацию, на основании которой и будет вестись строительство. А это еще минимум год. Таким образом, в случае соблюдения всех норм и правил, начать проходку тоннелей «Метрострой» сможет только в 2014 году, хотя горнопроходческий щит для этих целей уже закуплен и придет из Германии в марте. И если работы начнутся только в 2014-м, то успеть к 2015-му будет весьма проблематично.
Впрочем, раньше городские власти легко находили выход из этой затруднительной ситуации: строительство станций начиналось еще до того, как объявлялся конкурс на рабочую документацию, причем «Метрострой» работал за свой счет. Так, например, получилось со «Спортивной-2»: на стройплощадку у Тучкова моста компания вышла весной 2012 года, официальный контракт заключила в конце года. А конкурс на рабочую документацию был объявлен Смольным только осенью, и готовиться она будет параллельно строительству. Как поступит новый куратор метрополитена – КРТИ – покажет время.