Выставка-прием в Союз художников, каждую зиму проходящая в Петербурге, в этом году омрачилась неоднозначным политическим инцидентом. Одну из работ плакатиста Игоря Баскакова сняли со стены экспозиционного центра прямо перед тем, как ее должно было оценить жюри. Причиной курьезного инцидента стало слово «ональный».
Слово «ональный» стало причиной курьезного инцидента в Союзе художников. Картину плакатиста Игоря Баскакова сняли с выставки за употребление этого неологизма. По версии организаторов, идеологических мотивов в данном шаге не прослеживается: полотно, где изображены два гомосексуала, просто неудачно висело. История окончилась хэппи-эндом: картину вернули на место, а Баскакова приняли в Союз художников.
Выставка-прием в Союз художников, каждую зиму проходящая в Петербурге, в этом году омрачилась неоднозначным политическим инцидентом. Одну из работ плакатиста Игоря Баскакова сняли со стены экспозиционного центра прямо перед тем, как ее должно было оценить жюри.
Эпизод произошел 30 января. При этом представители Союза художников руководствовались железным мотивом: не допустить пропаганды гомосексуализма в культурном заведении. Смущение мэтров вызвало изображение двух улыбающихся молодых людей, чьи взоры направлены вдаль, а руки сложены за спиной. «Наци-ональные проекты в жизнь» – подпись к картине.
Автор работы – 49-летний плакатист Игорь Баскаков – уже прославился в арт-мире своей любовью к провокациям. Среди известных его работ – «Раздвоение ВВП», где Путин изображен вместе с Распутиным, картина «Крепи союз армии и флота» с целующимися моряком и пехотинцем. Чубайса Баскаков живописал в качестве лица йогуртов «Рыжий Ап», а Сталина – на фоне упаковки презервативов «Durex». «Я пишу маслом на холсте, однако картины выдержаны в плакатной стилистике», – рассказывает о себе художник. Мотивы старых советских плакатов сливаются здесь с темами современных рекламных постеров.
К необходимости убрать «гомосексуальную» работу из выставочного зала на Большой морской улице, 38, мастер отнесся философски. «Мои работы часто запрещают или не допускают к показу, так что никакого скандала или ЧП не произошло, – развел руками он. – Плакат почему-то не понравился организаторам. Возможно, они руководствовались идеологическими мотивами, но тогда непонятно, почему не убрали соседнюю картину, где был нарисован скинхед». Заметим, что сам Игорь Баскаков не уверен, что главной темой его спорного произведения являются нетрадиционные отношения: «Я ведь не написал “анальные проекты”. А просто разделил переносом слово “национальные”. И намекнул, что все через задницу у нас делается – и модернизация, и газификация...».
Никаких намеков на однополую любовь, по официальной версии, на картине не обнаружили и организаторы выставки – представители Союза художников Петербурга. «Плакат сняли рабочие зала, так как он не очень удобно висел, – прокомментировала пресс-секретарь выставочного зала Агата Мозговая. – Работа была расположена в углу и буквально залезала на соседнюю стену. Учитывая, что развеска в этом году очень плотная, а у Баскакова и так представлено достаточно произведений, приняли решение убрать плакат». Впрочем, как добавляет Мозговая, вскоре после того, как выставку осмотрело жюри, плод творческих фантазий Игоря Баскакова вернули на место: обычные зрители менее тонко относятся к развеске произведений искусства, чем именитые художники.
Глава жюри, популярный в Петербурге и за его пределами скульптор Альберт Чаркин, об инциденте узнал от журналиста «Фонтанки». Но из-за того, что не насладился одной из самых заметных картин экспозиции, маэстро ни капли не расстроился. «Сняли – и ничего страшного. Не знаю, кто принимал решение, но думаю, что это был руководитель секции плаката. Он вправе делать такой выбор, – подчеркнул скульптор. – Ведь прежде, чем начинать демонстрацию, нужно отобрать работы наиболее удачные, лучше всего характеризующие художника как творца». Чаркин, кстати, добавил, что прохладно относится к гомосексуалистам. «Я не сторонник однополых браков, все это глупость, – отметил он. – Я не считаю, что такие вещи нужно пропагандировать. Но все-таки полагаю, что работу сняли по чисто профессиональным причинам».
Не беремся судить, поспособствовал ли этому гомофобный подтекст, но по результатам выставки Игоря Баскакова в Союз художников все-таки приняли. Как и еще 119 живописцев, скульпторов, графиков, работы которых представлены в выставочном зале на Большой морской. Теперь 49-летний плакатист собирается заплатить членские взносы и получить мастерскую от Союза художников: он не скрывает, что ради нее все и затевалось.
А вот часто выставляться в России мастер больше не намерен: «Сейчас меня интересуют проекты в Лондоне, – рассказал «Фонтанке» Игорь Баскаков. – На Родине демонстрировать работы тяжеловато: люди переживают за свою задницу и не хотят подставляться».
Софья Вертипорох, «Фонтанка.ру»