Почему финские социальные службы не комментируют "детские вопросы", можно ли сделать трехдневный безвизовый режим для пассажиров, приезжающих в Хельсинки на "Аллегро", и что финны хотят знать о России. Об этом в интервью "Фонтанке.fi" рассказала Терхи Хакала (Terhi Hakala), руководитель департамента по работе с Россией МИД Финляндии.
- Госпожа Хакала, каковы сейчас самые важные цели в российско-финляндских отношениях?
- Во-первых, конечно, активно обсуждается вопрос об упрощении визового режима. Финляндия стремится быть в этом смысле максимально гибкой, так, в прошлом году мы выдали более одного миллиона виз в России.
Еще, разумеется, для Финляндии важно все, что связано с торговыми отношениями. Сейчас, когда Россия вступила в ВТО, остаются несколько актуальных нерешенных вопросов.
Также обсуждается юридическое регулирование тех или иных аспектов двусторонних отношений, хотя в целом и торговые, и другие двусторонние отношения урегулированы.
- В России часто ставится вопрос о том, нужны ли дополнительные соглашения, регулирующие ситуацию с детьми, рожденными в смешанных семьях...
- Мы считаем, что для смешанных семей должны действовать те же правила, что и для всех остальных семей. В Финляндии очень строгое законодательство, регулирующее права детей.Именно в этом сложность. Когда в СМИ начинают обсуждать какой-либо конкретный случай, то мы не можем дать точных комментариев. Так как никто, кроме представителей органов власти, которые занимаются данной семьей, в том числе и я как сотрудник МИД, не знает обстоятельств в конкретной семье. Потому что любая информация, которая влияет на благополучие ребенка, должна быть защищена очень серьезно. Именно поэтому вся информация хранится в строгом секрете. Ведь ребенок не может защитить сам себя. И поэтому, если становится широко известна одна из версий событий — возможно, в чем-то неверная, мы не можем отреагировать.
- Достаточно ли в финских СМИ информации о России?
- Очевидно, нет. Очень мало информации об обыденной жизни — как вы живете, какие у вас привычки. В целом, если говорить о современных СМИ, я часто задаю себе вопрос о том, почему так много «взрывных» новостей и вместе с тем так много негатива. Так происходит и в Финляндии, и, к примеру, в Индии, где я работала. Возможно, это я должна задать этот вопрос вам, журналистам. Так что нам нужно, наверное, больше «нормальных» новостей — причем в том, что касается обеих стран.
- Что может сделать Россия для того, чтобы финским бизнесменам было комфортнее в нашей стране?
- Регистрация и лицензирование в России немного сложноваты. Система более бюрократизирована, чем в Финляндии. Однако те предприниматели, которые работают в России, говорят о том, что чувствуют себя уверенно на этом рынке. Сам факт того, что в вашей стране работают более 500 финских предприятий, говорит об этом.
- Что мешает перейти к безвизовому режиму Россия — ЕС? Каковы основные проблемы, которые нужно решить для этого?
- Финляндия очень хорошо относится к этой идее. И в целом мы постепенно идем к этому. Как вы знаете, подписано соглашение о совместных шагах, которые должны предпринять Россия и ЕС на пути к безвизовому режиму. Там предусмотрена помимо прочего гармонизация пограничного контроля, в частности имеются в виду биометрические паспорта.
- Почему текст соглашения о совместных шагах к безвизовому режиму невозможно прочитать в Сети?
- Этот текст пока недоступен для широкой публики. Однако, скорее всего, чуть позже текст документа будет опубликован в открытом доступе.
- Санкт-Петербург очень заинтересован в том, чтобы был предоставлен трехдневный безвизовый режим туристам, которые приезжают на поезде "Аллегро" в Финляндию. Возможно ли его ввести?
- Да, мне очень часто задают этот вопрос, в том числе его задают финские предприниматели, которые заинтересованы в подобной возможности для своих коллег. Но, к сожалению, это невозможно по правилам Шенгенского соглашения. Со своей стороны мы очень благодарны за тот безвизовый режим, который Россия ввела для пассажиров паромов, курсирующих между Санкт-Петербургом и Хельсинки.