В уголовном деле о драке с ЛГБТ-активистами после митинга оппозиции в День России остался один подозреваемый. Несмотря на то, что добрый десяток нападавших попал на кадры фото- и видеосъемки, полиция нашла и задержала двоих. После того, как следователь установил, что лица нетрадиционной сексуальной ориентации не являются социальной группой, наказание грозит всего одному противнику гей-движения. Уголовное дело по расследованию нападения на активистов движения 12 июня прошлого года дало смехотворные результаты.
На объединенный митинг петербургской оппозиции 12 июня 2012 года вышли представители самых разных сил. В результате на Конюшенной площади реяли флаги не только «Яблока», «Солидарности» и имперские желто-черно-белые триколоры, но и радужные знамена нетрадиционно сексуально ориентированных граждан. Не всем такое соседство понравилось. От сторонников ЛГБТ-группы «Равноправие» некие молодые люди потребовали символику свернуть — защитники прав меньшинств не согласились. После митинга, когда участники возвращались к метро по набережной канала Грибоедова, на людей с шестицветными флагами и зонтами напали десяток парней, распылив газовый баллон, попытались отобрать знамена и разноцветные зонты, избив активистов.
Потерпевшие подали заявление в полицию, было возбуждено уголовное дело по пункту «а» части первой статьи 213 УК: хулиганство с применением оружия или предметов, в качестве такового используемых. Полиция по подозрению в нападении задержала одного подозреваемого — Дмитрия Дейнеко, затем был установлен ещё один участник событий - Яков Харламов. Но похоже, до конца расследования дойдет лишь один фигурант — 26 декабря следователь СУ УМВД по Центральному району Петербурга Алексеев постановил: Харламова к уголовной ответственности привлекать не за что. То, что он использовал отнятый у геев зонтик для нанесения ударов, не доказано, с другими участниками драки он ранее не был знаком и о нападении, мол, не договаривался, а геи и лесбиянки — не социальная группа, а значит, нападение по мотиву вражды или ненависти к ним состава уголовно наказуемого хулиганства не образует.
Представляющий интересы потерпевших адвокат Дмитрий Динзе 5 февраля обжаловал постановление следователя, так как считает его необоснованным: «Следователь, похоже, не представляет, что он делает. Он полностью доверяет показаниям Харламова и Дейнеко, а также свидетелю защиты — знакомой Харламова, в то же время игнорируя доказательства стороны обвинения. Нами представлено достаточное количество фото- и видеоматериалов, которые убедительно, как я считаю, доказывают: нападавшие действовали согласованно, по единому плану и по предварительному сговору».
Кроме того, Дмитрий Дейнеко считает неправильным вывод следователя о том, что лица нетрадиционной сексуальной ориентации не являются социальной группой. «Экспертизы не проводилось, следователь ограничился запросом в РГПУ им. Герцена. Полученный ответ за подписью доктора политических (даже не социологических) наук меня не убеждает. Ведущие социологи из Петербургского университета и Высшей школы экономики в Петербурге провели социогуманитарное исследование, согласно которому лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры являются уязвимой социальной группой, в отношении которой возможно возбуждение социальной ненависти и вражды со стороны приверженцев определённой идеологии». Как говорит адвокат, данное исследование вместе с ходатайством о назначении соответствующей экспертизы было им направлено следователю до того, как потерпевшие получили постановление о прекращении уголовного преследования Харламова.
Руководитель ЛГБТ-движения «Равноправие» Юрий Гавриков, один из потерпевших по уголовному делу, не может понять, почему к ответственности не привлечены остальные участники нападения. «После этих событий мы попытались, используя открытые ресурсы интернета, собрать максимум информации о нападавших. Учитывая, что у нас было достаточное количество фото и видео как самого нападения, так и предшествовавших событий, а нападавшие обитали на определенных и легко угадываемых ресурсах сети, мы смогли установить личность либо контакты ещё троих нападавших. Вся информация нами ещё в августе-сентябре 2012 года была передана следователю. Результата нет».
Денис Коротков, «Фонтанка.ру»