В январе некоторые петербуржцы получили квитанцию, в которой платеж вырос по сравнению с декабрем в 11 раз. Такие данные озвучил журналистам председатель жилищного комитета Валерий Шиян. Подобное увеличение, по его словам, произошло из-за «головотяпства чиновников». Но в основном в росте размера платежа виноваты новые Правила предоставления коммунальных услуг, от которых стонет вся Россия.
По сравнению с декабрем размер платежа за коммунальные услуги вырос практически по всему городу: в среднем на 1000 рублей. Но по некоторым домам увеличение было аномально высоким. Как рассказал журналистам председатель жилищного комитета Валерий Шиян, жители 263 многоквартирных домов получили квитанцию, в которой сумма была больше в 2, 6, 8, а где-то – даже в 11 раз.
Лидирует в списке районов-рекордсменов Кировский. Один только «ЖКС № 2» этого района выписал неверные квитанции жителям 59 многоквартирных зданий, но местная администрация, по словам Валерия Шияна, успела исправить платежки до того, как их напечатали и разнесли по почтовым ящикам. За Кировским идут Невский и Пушкинский районы.
Увеличение произошло по нескольким причинам. Где-то работал только один фактор, где-то – сразу несколько. Но основной – новые Правила предоставления коммунальных услуг, которые вступили в силу с 1 сентября.
Погрелся – плати
Согласно новым правилам, теперь мы платим за отопление не равными долями в течение 12 месяцев, как раньше, а только во время отопительного периода, который в Петербурге длится 8 месяцев. Соответственно, вырос и размер ежемесячного платежа.
Кроме того, около 80% петербургских домов уже оборудованы счетчиками тепловой энергии, а значит, жители платят не по нормативу, а исходя из реального потребления. А как известно, декабрь выдался холодным, поэтому котельные работали на полную мощность. Раньше часть денег за потребленный ресурс мы заплатили бы летом. Теперь приходится все выкладывать сразу.
Отметим: многие жители жалуются, что батареи работают по максимуму даже в относительно теплые дни. Энергетики в ответ на это всегда говорят, что меняют температуру тепловой энергии, идущей из котельной, в зависимости от погоды. Такая ситуация была и в предыдущие годы, но тогда, повторим, платеж был меньше за счет ровного распределения в течение всего года. Теперь нужно платить по факту.
Платим за соседа
После вступления в силу новых правил в квитанции появилось такое понятие, как общедомовые нужды (ОДН). Формально к ним относится тот объем воды, тепла или электричества, который тратится на помывку лестниц, их отопление и освещение. Если бы во всех квартирах стояли индивидуальные приборы учета, то высчитать объем ОДН было бы нетрудно: это разница между показаниями общедомового счетчика и той суммой, которую в итоге собрали с жильцов. Однако пока такую ситуацию можно назвать идеальной, так как далеко не у всех установлены квартирные счетчики.
До 1 сентября из этой ситуации выходили следующим образом: если между показаниями общедомового прибора учета и итоговой суммой возникала положительная разница, то ее распределяли между обладателями индивидуальных счетчиков. Брать деньги с тех, кто платил по нормативам, жилищники не могли по закону: считалось, что в этих нормативах общедомовые нужды уже учтены.
С первым днем осени ситуация изменилась, и теперь за общедомовые нужды должны платить все. Для этого существует два способа. Если в доме есть общий прибор учета, то разница распределяется между всеми жильцами согласно их доле в общем имуществе дома. Если его нет, то все должны платить по специальным нормативам на ОДН, которые были в конце августа разработаны комитетом по тарифам: по холодной воде – 0,26 рубля на 1 кв. м доли жильца в общем имуществе, 0,19 – по горячей.
При расчете этих нормативов специалисты комитета по тарифам отнюдь не ходили по домам с тряпкой и ведром, чтобы понять, сколько нужно воды для помывки лестниц. Нормативы были разработаны на основе среднего размера той разницы, о которой мы говорили чуть выше. При этом известно, что основная причина, из-за которой от жильцов поступает меньше денег, чем накручивает общедомовой счетчик, – это так называемые «неучтенные» граждане: в квартире живут трое человек, а плата за коммунальные услуги начисляется на одного. В итоге получилось, что, как было указано в некоторых квитанциях, для помывки лестницы общей площадью 100 кв. м. в месяц якобы необходимо 45 тонн (!) воды (26 - холодной и 19 – горячей).
Повторим еще раз: как бы ни назывались общедомовые нужды, по сути эта разница между тем, сколько в реальности потребили жители и сколько они заплатили. Однако для их вычисления нужно знать точный размер площадей этого самого общего имущества. Такие данные были не у всех управляющих компаний, что стало основной причиной октябрьского скандала с коммунальной квитанцией.
В ноябре и декабре город бесплатно предоставил жилищникам справки из ГУИОНа и комитета по земельным ресурсам по этим площадям. И если в январе плата за общедомые нужды выросла, то, скорее всего, в этом виновато это самое уточнение, которое показало, что реальный объем общего имущества выше. Однако, как рассказывала «Фонтанка», точность цифр, указанных в предоставленных справках, вызывает сомнение.
Так, в распоряжении «Фонтанки» есть справка, предоставленная одному из жилкомсервисов. В огромном списке из домов, обслуживаемых этой компанией, есть и такой: общая площадь здания – 6500 кв.м., площадь нежилых помещений по данным ГУИОНа – 699 кв.м., а площадь нежилых помещений, прошедших кадастровых учет, – 28500 кв.м. (данные комитета по земельным ресурсам). То есть получается, что площадь нежилых помещений превышает площадь самого дома. Не сложно догадаться, какие квитанции получили жители, если управляющая компания ввела именно эти цифры.
Коммунальная схема
От новых Правил предоставления коммунальных услуг стонет вся Россия. Но к федеральным проблемам в Петербурге добавились и местные. Так, как уже рассказывала «Фонтанка», из-за вступления в силу новых правил в сентябре плата за отопление не начислялась. Однако некоторые управляющие компании посчитали, что им не нужно будет также начислять и плату за октябрь – в отношении тех домов, которые оборудованы общими счетчиками тепла. Но платить за потребленный ресурс нужно, и некоторые жилищники включили эти суммы в январский платеж (такие квитанции, например, получили жители 77 домов в Пушкине).
Еще одна проблема: сейчас действует очень сложная схема сбора данных с общедомовых счетчиков. Изначально эти цифры собирают управляющие компании – примерно с 23-го по 26-е число текущего месяца. После этого их нужно заверить в энергетических компаниях. Заверенные справки приходят к жилищникам в самом конце месяца, и только потом их нужно отправить в ГУП «ВЦКП», который и печатает квитанции.
Если на каком-то этапе произойдет заминка, и «ВЦКП» не получит цифры вовремя, то в очередной квитанции в соответствующей графе будет стоять «ноль», а плата будет начислена в следующих квитанциях. Так, например, произошло и в январе: многим жителям пришлось отдать деньги сразу за два месяца. Отметим, что сейчас Смольный запускает пилотный проект в домах, обслуживаемых двумя жилкомсервисами в Московском и Фрунзенском районах: там сбором данных со счетчиков будут заниматься энергетики. Предполагается, что если проект будет удачным, то эту практику распространят на весь Петербург.
Наконец, по словам Валерия Шияна, где-то сотрудники управляющих компаний, при подготовке данных для квитанции, попросту не там поставили запятую. «Основная причина - это головотяпство и ошибки, опечатки исполнителей», – заявил он журналистам. По словам Шияна, меры уже приняты: советом директоров уволен директор ЖКС №2 Пушкинского района, решается вопрос о подобных мерах в Кировском районе. Кроме того, администрациям Кировского, Пушкинского и Невского районов посоветовали снизить на 50% премию директорам ГУЖА. Всеми домами, чьи жители получили неправильные квитанции, занимается прокуратура. Некорректные начисления чиновники обещали пересчитать в февральском платежном документе.
Кроме того, с 12 февраля в жилкоме будут проходить семинары для чиновников районной администрации, бухгалтеров управляющих организаций. Также в ведомстве решили разработать пособие по расчету квартплаты. Хотя разобраться в коммунальной бухгалтерии зачастую не могут даже те, кто проработал в этой сфере всю жизнь. А значит, нас неизбежно ждут новые скандалы.
Андрей Захаров,
Ксения Клочкова,
«Фонтанка.ру»