Для современных детей компьютер — «наше все». Здесь они общаются по скайпу, проводят время в соцсетях, скачивают музыку, фильмы. Они быстро схватывают технические новшества, лихо с ними управляются. Но часто это увлечение идет в ущерб другому: прогулкам, чтению книг, общению со сверстниками. Как сделать оптимальным время, которое ребенок проводит за компьютером?
Для современных детей компьютер — почти «наше все». Здесь они общаются по скайпу, проводят время в соцсетях, скачивают музыку, фильмы, игры. Они намного быстрее, чем взрослые, схватывают технические новшества, лихо с ними управляются. Но часто увлечение новейшими технологиями идет в ущерб другим занятиям: прогулкам, чтению книг, живому общению со сверстниками. Как сделать оптимальным время, которое ребенок проводит за компьютером? Как противостоять компьютерной зависимости?
Парадокс
По сути, первый ПК в мире был создан всего лишь в 1981 году. А сегодня (по данным исследования ВЦИОМ, проведенного в 2011 году) уже более половины россиян (55%) имеют персональный компьютер у себя дома. Больше всего ПК у москвичей и петербуржцев (66%), у 18-24-летних (75%), высокообразованных (69%) и обеспеченных (79%), а также активных пользователей Интернета (84%). Без компьютера чаще обходятся пожилые (67%), малообразованные (74%), малообеспеченные (50%) россияне, а также люди, не пользующиеся Интернетом (59%).
«Компьютер — это современное средство связи, которое дети просто обязаны изучить, — считает Сергей Монахов, заместитель директора Федерального института развития образования. — Компьютер учит мыслить стратегически, просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. Используя его, дети учатся искать информацию, анализировать и создавать ее. К тому же есть польза компьютера и в развитии мелкой моторики. На пальцах есть определенные точки, нажимая на которые мы положительно влияем на тот или иной орган».
Вот так: с одной стороны дети развивают интеллект, учатся управлять информационно-техническими устройствами, а с другой стороны перекос в сторону компьютера обедняет их развитие, делает его односторонним…
А жизнь толкает вперед
Вспомним: наши родители тоже ворчали из-за новшеств, были против того, чтобы мы ими чрезмерно увлекались, опасались, что из-за них из нас не выйдет толку. Однако, как видим, технические новинки не мешают вырасти умными, достойными людьми.
Хотим мы этого или нет, компьютеризация будет развиваться все больше, электронные приборы и гаджеты станут неотъемлемой принадлежностью каждого человека, теми универсальными устройствами, с помощью которых он действует в современном мире: ищет информацию, работает, покупает товары и услуги, общается, развлекается, знакомится, устраивает личную жизнь. Поэтому идти против веяний времени бесполезно, время все равно побеждает. Главное, чтобы все эти новшества не заслоняли детям многообразия мира и всего спектра возможностей, необходимых для всестороннего, гармоничного развития.
Регулируем время
Сколько времени ребенок должен проводить за компьютером? Специалисты считают, что первоклассники могут сидеть за ним 15 минут в день, ученики 2-5 классов — 20 минут, ученики 6-7 классов —25-ть, учащиеся 8-9 классов — 30-35-ть, старшеклассники — 45-50 минут в день.
«Длительная работа за компьютером может приводить к развитию близорукости, — считает Татьяна Киселева, врач-офтальмолог, ведущий научный сотрудник НИИ глазных болезней РАМН. — Не рекомендуются занятия за компьютером детям до 5 лет. Органы зрения в этом возрасте не полностью развиты, а также неокрепший организм чувствителен ко всем внешним вредным воздействиям».
Но и это не все. «Длительное бесконтрольное сидение ребенка за компьютером помимо нарушения зрения может привести к сильной невротизации, — утверждает детский психолог Арина Егоренкова. — В этом случае у ребенка могут развиться депрессия, склонность к появлению страхов, утомляемость, снижение внимания».
Противостоять этому непросто, согласитесь. Ведь ребенок видит, что дома есть компьютер, мама и папа сами порой проводят за ним немало времени. Поэтому компьютер интересен ребенку. К тому же, пока он растет, родители часто используют его как подспорье: включают диски с мультиками, детскими развивающими играми. А мама и папа в это время могут что-то поделать, заняться домашними делами, ведь их никто не отменял. То есть, сначала сами взрослые используют компьютер, чтобы занять ребенка, а потом удивляются, почему он к нему привык.
Не стоит делать из компьютера камень преткновения. Наказания здесь не помогут, а лишь вызовут сопротивление вашего чада, ведь запретный плод сладок. Поэтому лучше всего, если вы договоритесь с ребенком, что он сможет сидеть за компьютером, допустим, 30-40 минут в день. При условии, что перед этим он сделал уроки, погулял, выполнил домашние обязанности. Также можно принять некоторые технические меры, например, поставить пароль на вход в систему, чтобы отпрыск не смог войти в компьютер без вашего ведома.
Можно ли пускать ребенка в Интернет?
Этот вопрос волнует всех родителей. Ведь в Сети детей могут подстерегать опасности: сайты с порнографией, серверы экстремистских организаций, вылазки педофилов, которые ходят по соцсетям и пытаются знакомиться с несовершеннолетними.
Полностью оградить ребенка от всего этого не получится. Лучше доходчиво объяснить ему, что Интернет далеко не безобиден и в нем надо соблюдать предосторожности. Мало того, что он даже не так уж и безопасен, как может показаться, поэтому не стоит доверять всему, что там написано. Нельзя указывать в открытом доступе свои координаты: имя, фамилию, адрес, телефон, потому что есть нечестные люди, которые могут использовать это во вред. Надо научить ребенка технике безопасности в Интернете, и здесь лучше действовать не как строгий родитель, насаждающий запреты, а как добрый советчик и друг.
Также родители могут заблокировать адреса сайтов с определенными доменами. Для этого надо внести их в черный список, чтобы браузер не открывал их (инструкцию о том, как это сделать, можно найти в Сети).
Проводим с ребенком больше времени
Психолог, доктор философии Владимир Цыганков убежден: «На вовлечение подростков и молодежи в компьютерную зависимость оказывают влияние конфликты с близкими людьми (в первую очередь с родителями), недостаток в семье эмоционального и доверительного общения, теплоты, внимания, безусловной любви по отношению к ребенку или между родителями, ошибки в воспитании, эгоцентризм, не привитое умение общаться со сверстниками, нарушение привычных стереотипов жизни (например, развод). Словом, речь идет о неблагополучных (или только внешне благополучных) семьях. Иногда семья внешне крепкая, сплоченная, а при ближайшем рассмотрении — без взаимного уважения, псевдосолидарная».
Похожего мнения придерживается и детский психолог Елена Окулова: «Когда ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру, я говорю, что это ребенок, которого родители "потеряли". Такие дети ускользают от мам и пап в виртуальный мир. Понять своего ребенка, живущего в параллельном компьютерном мире, родителям становится все сложнее и сложнее. До 10-11 лет для физического и психического здоровья ребенка гораздо безопаснее и полезнее читать вместе с родителями книги, рисовать и играть на воздухе в подвижные игры».
Если вы не хотите, чтобы у вашего чада возникла компьютерная зависимость, то постарайтесь принять меры. Ведь что такое компьютер? Это новая информация, впечатления, общение. Так покажите ребенку, что новые впечатления можно найти и вне компьютера. Уделяйте ему больше внимания и времени, пожертвуйте своими интересами ради него. Да, лучше сейчас поступиться своими интересами, пока ребенок еще растет и формируется, чем допустить, чтобы он отдалился от вас и пошел не в ту сторону.
«С наступлением эры всеобщей компьютеризации люди перестали полноценно общаться, что не может не влиять негативно на развитие ребенка, — утверждает детский психолог Светлана Кирсанова. — Рисунок семьи, выполненный современным ребенком, выглядит примерно так: папа сидит спиной к ребенку за компьютером, мама сидит спиной к нему перед телевизором, ребенок один играет с приставкой или в лучшем случае собирает лего. Во многих семьях, к сожалению, нет ритуала вечернего чая с обсуждением прожитого дня. Книги родители практически не читают, в лучшем случае ставят диск с любимым мультфильмом или музыкой. Но ничто не заменит ребенку тепло маминого голоса, ее ласковые руки. Я всегда говорю родителям: заняты, обеспокоены, устали — но найдите полчаса своего времени для живого общения с ребенком. Важно не количество, а качество проведенного вместе времени».
Поставьте перед собой задачу показать ребенку другие способы времяпровождения, чтобы он увидел, что они так же интересны, как компьютер, или даже лучше. Все это — ради его развития, чтобы он понял, что мир многообразен и многогранен, и что в нем есть и другие ценности. Да и вы получите удовольствие от общения со своим ребенком, запомните эти бесценные минуты на всю жизнь.
Инна Криксунова, для «Фонтанки.ру»