В семь утра 6 марта в дома члена петербургского отделения «РПР-Парнас», одного из участников координационного совета оппозиции, Андрея Пивоварова и активистки «Гражданской ответственности» Натальи Грязневич пришли следователи по «болотному делу». После обыска их обоих пригласили для допроса на Рузовскую, 8, в штаб-квартиру местного Центра «Э». Туда же доставили и социалиста Григория Попова. С теми же целями.
Этих обысков и Пивоваров, и Грязневич ждали уже давно — как минимум с прошлогоднего декабря. Неоднократно оппозиционерам поступала информация, что вот-вот к ним придут, но предполагаемое время «Ч» наступало, а на пороге никто не появлялся. Выводы о том, что следователи могут нагрянуть в любой момент, активисты основывали на том, что оба присутствовали на Болотной площади в Москве в мае прошлого года, более того, организовывали выезд питерских оппозиционеров в столицу.
Еще одним основанием для беспокойства было то, что Пивоваров и Грязневич участвовали в одном из тематических семинаров в Прибалтике, посвященных «цветным» революциям последних лет. Именно эта встреча попала в скандальный фильм телекомпании НТВ «Анатомия протеста-2», где утверждалось, что просвещение оппозиционно настроенных молодых людей проводилось за счет грузинского политического деятеля Гиви Таргамадзе. К другим участникам встреч под Вильнюсом после выхода «Анатомии» тоже приходили с обысками. Причем непосредственной связи с Болотной у части из них не прослеживалось — в столицу в мае не ездили, но на упомянутом семинаре были. Последний раз «анатомические» обыски проводились у активистов в Воронеже в конце декабря 2012 года.
Однако сегодня следственные действия проводились непосредственно по «болотному делу». С таким поручением прибыл в Петербург следователь Тимофей Грачев. Имя старшего следователя Конаковского межрайонного следственного отдела Следственного управления СК России по Тверской области стало известно благодаря другому члену Координационного совета оппозиции — Илье Яшину, упоминавшему его в своем «Живом журнале» в связи с арестом фигуранта по делу о волнениях на Болотной Александра Марголина. Кроме того, на специальном сайте, посвященном уголовному делу, упоминается, что Грачев также был на обыске у Филиппа Долбунова и сопровождал Леонида Развозжаева после суда по избранию меры пресечения. Именно в тот день появилось видео, где Развозжаев заявил о том, что показания у него якобы выбивали.
В свою очередь в оппозиционном лагере со ссылкой на адвоката Пивоварова Ольгу Цейтлину и самих активистов уточняют, что из квартир ничего не забрали — только проверили компьютеры на наличие некой информации, а интересуют следователей не только «болотные» вопросы, но и все, что касается митинговой деятельности вообще и КСО в частности.
Однако помимо Пивоварова и Грязневич, по данным оппозиционеров, в Центр «Э» этим утром должны были доставить еще одного человека — Григория Попова из Федерации социалистов. Он, как выясняется, также был на семинаре в Литве, и на основании этого к нему тоже приходили с обыском этим утром.
В связи с событиями утра 6 марта активно высказывались и петербургские парламентарии — информация об обысках пришла как раз в разгар заседания городского ЗакСа. Депутат Максим Резник, в частности, предложил депутатам взять под контроль эту ситуацию. «Я помню тот период, когда я провел 18 дней в СИЗО. И тогда главным для меня было то, что я знал, что меня поддерживают люди. Я сделаю все, что смогу, для того чтобы Андрей Пивоваров остался на свободе», - добавил Резник.
Его коллега Борис Вишневский добавил: «Я возмущен обысками по «болотному делу». Я постараюсь сегодня написать письмо в СК и потребую объяснений, зачем все это делается, зачем нужна была эта акция устрашения, зачем у таких законопослушных людей в 7 утра проводили обыски, тащили на допрос».
К двум часам дня Андрей Пивоваров из здания на Рузовской вышел. Совершенно свободным. Однако узнать какие-то подробности относительно того, что же все-таки интересовало следователей, не удалось из-за подписки о неразглашении, которую дал оппозиционер.
Ксения Потеева,
«Фонтанка.ру»