РЖД обязали заплатить компенсацию пассажирам вагона с неработающим кондиционером. Такое решение принял Санкт-Петербургский городской суд.
Иск против Федеральной пассажирской компании (ФПК, дочерняя структура ОАО «Российские железные дороги») подал петербуржец Константин Котенко. Купейный вагон, в котором он возвращался из Сочи, был оборудован установкой кондиционирования воздуха , но она сломалась. В итоге вагон превратился в «сауну на колесах» – температура достигала 38 градусов Цельсия. Причем окна в купе были выполнены в виде герметичных стеклопакетов без форточек.
«Некоторые были «красными, пятнами как из бани», некоторые – «белыми, серыми, глотали воздух», некоторые мочили полотенца и прикладывали к голове», – описывала ситуацию одна из пассажирок. Обитателей вагона тошнило, люди жаловался на удушье, головную боль, не могли уснуть.
Позиция железнодорожников оказалась противоречивой. Так, за необеспечение качества подготовки пассажирских вагонов в рейс начальник пассажирского вагонного депо «Санкт-Петербург-Московский» был освобожден от занимаемой должности. Но признать свою вину перед пассажирами и выплатить какую-либо компенсацию ОАО «ФПК» отказалось. Железнодорожники утверждали, что система вентиляции в вагоне работала в штатном режиме, однако при высокой температуре наружного воздуха оказалась неэффективной. Отрицало руководство компании и факт «перегрева» в вагоне. Кроме того, указанный в билете Константина Котенкова класс обслуживания, по утверждению руководства ОАО «ФПК», вообще не предусматривает обязательного наличия кондиционера.
В доказательство своей позиции истец представил составленный пассажирами акт. Более того, в его защиту выступили не только «коллеги по несчастью», но и члены поездной бригады. Проводница признала неисправность кондиционера и высокую температуру в вагоне. Допрошенный в суде начальник поезда Чижевский также не отрицал, что кондиционер был сломан, окна в купе не открывались, а из-за отсутствия свободных мест в других вагонах улучшить положение пассажиров не представлялось возможным.
Поэтому служители Фемиды отвергли все доводы ОАО «ФПК». Ведь обеспечение надлежащего микроклимата в вагоне является обязательным условием перевозки и не зависит от оплаченного пассажиром класса обслуживания. Согласно действующим Санитарным правилам при температуре наружного воздуха до 40 градусов в пассажирских купе температура должна составлять 22-26 градусов, в туалетах и коридорах – 22-28 градусов. Из запрошенной гидрометеорологической сводки следовало, что в пути следования поезда Адлер - Санкт-Петербург температура окружающего воздуха не превышала 33 градусов.
Рассматривающий спор Колпинский районный суд пришел к выводу, что железнодорожники оказали Константину Котенкову услуги ненадлежащего качества, а потому их стоимость (цена билета) должен быть уменьшена на 30 процентов. Учитывая причиненные истцу физические страдания с ОАО «ФПК» в его пользу была взыскана также и компенсация морального вреда.
Попытка железнодорожников оспорить вынесенное против них решение в апелляционной инстанции не увенчалась успехом: Санкт-Петербургский городской суд признал выводы первой инстанции законными и обоснованными.